Астрономы обнаружили самую яркую сверхновую звезду

0
370
Загрузка...
160115120231__87710471_darkenergysurvey_b_shappeeandtheasas-snteam
Сверхновая обладает сверхъяркой светимостью

Астрономы наблюдали самый мощный из когда-либо зафиксированных взрыв сверхновой звезды.

Впервые она была замечена в июне прошлого года, но до сих пор излучает огромный поток энергии.

На своем пике взрыв был в 200 раз мощнее типичного взрыва сверхновой. Этот небесный объект светил в 570 миллиардов раз ярче Солнца.

Астрономы считают, что взрыв и продолжающаяся активность на месте гибнущей звезды стимулируются присутствием чрезвычайно плотного и обладающего сильным магнитным полем объекта, получившего название «магнитной звезды».

Этот объект, возникший в начале взрыва сверхновой, имеет сравнительно малые физические размеры и, вероятно, вращается с огромной скоростью — возможно, в тысячу оборотов в секунду.

При этом он быстро тормозится и сбрасывает кинетическую энергию вращения в окружающее его облако газа и пыли, возникшее в результате взрыва звезды.

Сообщение об этом опубликовано в журнале Science.

Профессор Кристофер Коченек из университета штата Огайо входит в группу исследователей, следящих за поведением этой сверхновой.

«Мы считаем, что объект в центре облака имеет весьма компактные размеры, видимо, он не превышает массы нашего Солнца, а масса остатков звезды, в которые он сбрасывает свою энергию, составляет пять-шесть масс Солнца. Это облако расширяется с большой скоростью, около 10 тысяч км в секунду», — говорит эксперт.

«Необычно длительный срок существования этой сверхновой объясняется наличием этого экзотического объекта», — считает Кристофер Коченек.

сверхновая звезда
Image copyrightAP
Image captionТак выглядела бы эта сверхновая в небе планеты, отстоящей от нее на 10 тысяч световых лет (рисунок художника)

Эта сверхъяркая сверхновая, как принято обозначать такие объекты, была обнаружена на расстоянии 3,8 млрд световых лет от Земли в рамках программы автоматизированного поиска сверхновых звезд ASAS-SN.

На обсерватории Cерро-Тололо в Чили пара телескопов, снабженных длиннофокусными апертурами Nikon, следят за появлением в небе внезапных вспышек. Полученные ими данные затем передаются более крупным телескопам для детального исследования.

Целью программы ASAS-SN является получение статистических данных о различных типах сверхновых и их распределении в космосе.

Сверхновые генерируют при взрывах огромные количества тяжелых элементов, которые затем служат материалом при формировании следующего поколения звезд. Они также создают ударные волны, воздействуя на межзвездные газ и пыль, из которых возникают звезды.

Вероятно, взорвавшаяся звезда имела сверхбольшой размер — ее масса могла в 50-100 раз превышать массу Солнца.

Такие сверхмассивные звезды быстро теряют свою массу, и к концу срока своей жизни данная звезда должна была сильно уменьшиться в размерах.

«К моменту взрыва звезда должна была быть очень маленькой, не намного больше Земли», — говорит профессор Кочанек.

«При этом она должна была быть очень горячей — температура ее поверхности могла достигать 100 тысяч градусов. Она должна была избавиться от всех своих запасов водорода и гелия, а в остатке были материалы, которые трансформировались в углерод и кислород».

Наблюдаются признаки того, что эта сверхновая должна в ближайшее время начать меркнуть, и астрономы в предстоящие недели проведут сеанс ее наблюдений с помощью орбитального телескопа «Хаббл».

«Речь идет о взрыве, а все взрывы когда-либо кончаются, — говорит профессор Кочанек. — Если этого не произойдет, наше понимание механизмов развития сверхновых придется пересматривать. С другой стороны, если эта звезда будет вести себя иначе, чем мы думаем, она станет подлинно уникальным объектом, чрезвычайно интересным для дальнейшего исследования».

Источник: http://www.bbc.com/russian/science/2016/01/160115_superluminous_supernova?ocid=socialflow_facebook

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here