Знаменитый ведущий в очередной раз продемонстрировал «фирменную» парадоксальность суждений
ХОРОШЕЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ЭТО ВЫКЛЮЧЕННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР
— Александр, вы в наших краях уже не в первый раз. Очевидно, уже сложилось какое — то определенное впечатление?
— Знаете, впечатление сложное. Все попытки как – то восстановить атмосферу европейского города скорей представляются лужковскими, чем европейскими. Но все равно есть лица необщее выраженье. Приятно, что по отношению ко мне это лицо дружелюбно.
— Вы – телевизионщик, и при этом регулярно порицаете телевидение.
— И делаю это абсолютно искренне! На мой взгляд, хорошее телевидение – это выключенный телевизор. Все мои пламенные мечты о телевидении с человеческим лицом, которое базируется на новейших технологиях и ярких профессионалах, пришли в негодность и оказались полным фуфлом. Сегодня все каналы окончательно и бесповоротно определились со зрителем. Это либо домохозяйка далеко за 45, либо маргинальный недоросль, у которого цель одна — клево поржать. Другая крайность, когда огромное количество сил и денег потрачено на то, чтобы сделать словно бы под копирку огромное количество наукоообразных программ. Скажем, о возникновении вселенной с одинаковыми картинками и одинаково загробными голосами за кадром. Вообще, сегодня каждый, кто занимается созданием телевизионного контента, с брезгливостью относится к массовому зрителю. В ту недавнюю еще пору, когда предпринимались попытки показывать интеллектуальные проекты далеко за полночь, один мой коллега прокомментировал это так: днем – для них – ночью – для нас. Разумеется, при этих условиях о каких-либо творческих озарениях толковать сложно. Выпускать космические втулки на заводе, который выпускает гайки, абсолютно ни к чему. Тогда надо уходить и делать это в другом месте.
— Но ведь вы не уходите….
— Да, здесь противоречие явно налицо. Но я всегда открыто говорю: работаю на телевидении исключительно ради денег. Если бы на моем горизонте забрезжило бы нечто столь же высокобюджетное, расстался бы с телемиром без всяких сожалений.
— Вы не один год преподавали журналистику. Зачем?
— Вот именно, потому я и отказался от этой затеи. Потому, что неправильно и преступно готовить журналистов отдельно от любой другой профессии, которую эти ребята могли бы получить. Они получают скверное образование, они получают очень мало навыков. Поэтому я за то, чтобы они получали некое базовое образование, а потом уже – если тянет – приходили в журналистику.
ИГРАЮ В «ПОЛИТИКЕ» РОЛЬ ВСЕЙ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
— Когда вас пригласили в проект «Политика», вы не комплексовали, учитывая неоднозначность сегодняшних политических катаклизмов?
— Очень комплексовал! Но если вы обратили внимание, у меня как раз роль там рефлексирующая. То есть я действительно искренне интересуюсь политикой, особенно в той части, что касается Украины. Я искренне пытаюсь понять, что там происходит. А когда у меня есть вопросы или недоумение по поводу высказывания того или иного политика или эксперта, у меня есть резервное право в конце программы об этом заявить. Либо, если мое недоумение доходит до крайней степени, я могу себе позволить удовольствие промолчать всю программу. Как пошутил по этому поводу один из моих приятелей: «Ты в «Политике» играешь роль всей российской интеллигенции.
— На ваш взгляд, есть ли возможность развязать украинский узел?
— Я неоднократно пытался проанализировать развитие нашей цивилизации от момента создания идеи греческой демократии до момента вырождения американской демократии. Ведь сегодня совершенно понятно, что американская империя рушится. Мы знаем, что крушение столь мощной цивилизации — это колоссальное потрясение для всего остального мира. Мы оказались волей истории и географии тем самым камнем преткновения, на который этот тонущий американский крейсер напоролся. Если он нас сметет окончательно и бесповоротно, произойдет разделение России на целый ряд мелких и зависимых от всех государств по югославскому принципу, только, учитывая масштабы России, это будет гораздо страшней Югославии. Ясно, что это миротрясение не кончится. Когда колосс падает, нет такого уголка вселенной, до которого эта дрожь не дойдет……
ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ — ЭТО ВСЕГДА ПОДОБИЕ ДУЭЛИ
— Неоднократно приходилось слышать ваши высказывания на тему, что основным из ваших же журналистских инструментов является провокация. Что вы лично для себя вкладываете в это понятие?
— Это все на самом деле просто. Что значит спровоцировать человека на ответ? Это значит знать, какой ответ ты услышишь. Заставить его ответить именно так, как ты этого желаешь. Тогда у тебя появляется возможность как в шахматах – сыграть с двух или с трех ходов. Если ты знаешь следующий ход противника, тебе гораздо легче с ним играть. Так и здесь – я провоцирую человека на нужную мне реплику или эмоцию, и потом уже использую в контексте нужной мне режиссуры.
— Но чтобы так манипулировать собеседником, надо быть неплохим психологом.
— Вы знаете, я никогда эти ходы не продумываю, все происходит интуитивно.
— Если бы была финансовая возможность, вы хотели бы работать в стационарном театре?
— На самом деле я служу уже лет 13 у Райхельгауза в «Школе современной пьесы». Поставил спектакль «Снег» по пьесе своего отца. Кроме того, я регулярно выхожу на сцену. Есть премьера «Лондонский треугольник», которую поставил Дмитрий Астрахан. Очень хорошая история о взаимоотношениях Герцена, Огарева и их общей жены. Александр Галибин играет Огарева, а я изображаю Герцена. Странная мелодраматическая история о взаимоотношениях полов.
— Об этом же – «Они и мы». Уяснили ли за то время, что существует проект, для себя лично что – либо новое о «вас» и «нас»?
— (Смеется) Между прочим, уяснять это я уже начал давным-давно. Когда-то я предпринял попытку исследовать эти коллизии в передаче с более озорным названием «Гордон Жуан». Если обобщить, то отношения полов – это всегда – подобие дуэли. Одно дело, когда мужчина и женщина пристреливаются друг к другу. Тогда эта дуэль приобретает форму флирта. Другое дело, когда семья существует долго, люди устали друг от друга, но не смеют себе в этом признаться. В этом случае дуэль приобретает характер смертоубийства.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Александр Гордон, 50 лет
Родился в семье поэта и художника Гарри Борисовича Гордона.
В 1987 году окончил актерское отделение Театрального училища им. Щукина. Год работал в Театре-студии им. Рубена Симонова. Также преподавал актерское мастерство в детском кружке.
В 1989 с женой и дочерью эмигрировал в США, где перепробовал несколько работ, а через два года уже стал самым популярным телеведущим на первом русскоязычном телевидении в США.
В 1993 году создал компанию «Wostok Entertainment».
В 1997 году вернулся в Россию. При этом остается гражданином США. С 1997 начал вести на радиостанции «Серебряный дождь» программу «Хмурое утро», которая с 2001 года выходила также и на телевидении (на канале М1).
С 1998 года выступает автором и ведущим многих программ на российских федеральных каналах («Процесс», «Закрытый показ», «Гордон Кихот» «Они и мы» и т.д.)
Пятикратный лауреат премии ТЭФИ.
Был женат 4 раза. Имеет дочь от первого брака.