Эрмитаж показал Лувру и Британскому музею, как надо работать

0
503
Загрузка...

7757899

Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга, отметивший в этом году 250-летний юбилей, стал самым передовым музеем мира. Хотя еще двадцать лет назад сокровищница мировой культуры чуть не лишилась большей части своих шедевров

История Эрмитажа началась с небольшого частного собрания произведений искусства российской императрицы Екатерины II. По указу «просвещенной государыни» были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, Эрмитажный театр. В эпоху ее правления сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, которым сегодня любуется весь мир. Екатерина задумала создать образ могущественной державы, способной соперничать блеском своей культуры с другими государствами Европы. Понемногу коллекция разрасталась и с 1852 года стала доступна для посещения публики. В 2014 году фонды музея насчитывают около трех миллионов произведений искусства, памятников мировой культуры от каменного века до наших дней. Так что цель российской императрицы достигнута сполна.

Нелегкий путь к славе

Но на пути к ней музею пришлось пережить трудные годы войны, перестройки, когда руководство Эрмитажа буквально ходило «по миру», распад СССР и становление новой российской государственности. Ситуации были настолько тяжелыми, что знаменитая сокровищница мировой культуры могла и вовсе исчезнуть. Мало кто знает, что в начале 90-х годов Эрмитаж чудом избежал приватизации, которая неминуемо бы привела к распаду музея. Спасло то, что руководству удалось убедить первого российского президента Бориса Ельцина взять Эрмитаж под защиту. Был издан специальный указ, согласно которому музей находится под покровительством Президента РФ. Иначе повторилась бы ситуация, которую музей пережил на заре советской власти. Тогда знаменитые коллекции продавались направо и налево и многие так и не удалось вернуть. На Запад отправили 2880 полотен из собрания Эрмитажа, 1600 из них вернулись назад. В ходе распродаж Россию навсегда покинули 48 знаменитых шедевров, включая картины Тициана, Рембрандта, Рафаэля.

Искусство в массы

Однако Эрмитаж выжил и начал развиваться. От частной императорской картинной галереи он перешел к галерее представительской, затем к музею, открытому частично, потом к музею, открытому совсем, и наконец — к энциклопедическому музею. Сегодня музей обладает уникальным набором новейших технологий, оставаясь при этом самым консервативным в мире.

— Сегодня Эрмитаж — глобальный энциклопедический музей, присутствующий во всем мире, — говорит генеральный директор музея Михаил Пиотровский. — Там, где появляются его коллекции, всегда вспоминают о России, поэтому музей служит очень важным культурным мостом, который надо сохранить во что бы то ни стало. Так что у нас сейчас появляется новая миссия — сохранение культурных связей.

PHOTOXPRESS
Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Фото: PHOTOXPRESS

Несмотря на всю свою консервативность, петербургский Эрмитаж на удивление быстро вписался в виртуальный мир. Вслед за ним переосмыслили организацию музейного дела и такие именитые музеи, как Лувр и Британский музей.

— Эрмитаж одним из первых понял, как подать себя в Интернет-сообществе и быстро ответил на вызовы времени, — говорит председатель попечительского совета Эрмитажа Владимир Потанин. — Виртуальные экспозиции музея очень современны и считаются одними из самых передовых в мире. Именно опыт Эрмитажа способствовал тому, что знаменитые музеи мира наконец-то повернулись лицом к аудитории. Об этом на юбилейном попечительском совете Эрмитажа говорили сами руководители ведущих музеев — Лувра и Британского. То есть, если раньше они воспринимались как храм искусства и науки, в котором экспонаты хранят, изучают и показывают посетителям, то сейчас отношение изменилось и даже самые консервативные организации готовы, что называется, нести искусство в массы, ссылаясь на пример Эрмитажа. Так что Эрмитаж продолжает быть не просто ведущим музеем, но и таким ментальным лидером, если хотите. И заслуга в этом во многом принадлежит генеральному директору Эрмитажа- Михаилу Борисовичу Пиотровскому, который своим энтузиазмом и харизмой двигает музей вперед.

Одна из последних новаторских идей Эрмитажа — создание музеев-спутников в российских городах. Они появятся в Екатеринбурге, Омске, Владивостоке. Так что музей идет к людям в прямом смысле этого слова. Не приглашает нас в свои залы, в Петербург, а везет свои экспозиции в регионы.

— В дальнейшем мы по-прежнему будем проводить выставки и пополнять коллекции. — добавляет Михаил Пиотровский. — главное, делать это грамотно. Кстати, в качестве примера можно взять все ту же Екатерину Великую. Она мастерски находила лучшие коллекции и легко доставала на них деньги.

PHOTOXPRESS
Установка двуглавого орла на Телеграфную башню Зимнего дворца.
Фото: PHOTOXPRESS

Отдельное спасибо — меценатам

За последние двадцать лет количество зданий под управлением Эрмитажа возросло с пяти до десяти, общие площади выросли с пятидесяти до ста пятидесяти тысяч квадратных метров, а бюджет с одного до ста миллионов рублей. Эрмитаж расширил площади за счет восточного крыла Главного штаба, здания Биржи, реконструкции Малого Эрмитажа, а также — строительства новых очередей фондохранилища в Старой деревне. Какие-то деньги на эти цели выделяло государство, но без помощи частных вложений и помощи меценатов такого объема работ выполнить бы не удалось.И хотя никакие льготы и поблажки благотворителям пока не предоставляются, находятся люди, которые из благородных побуждений финансово помогают во многих сферах жизни. Начиная с 90-х годов реставрацию музея активно поддерживает российский бизнесмен Владимир Потанин.

— Наше сотрудничество началось в 1997 году, тогда было непростое время и вся культура нуждалась в поддержке, — вспоминает Владимир Потанин. — Даже такой музей, как Эрмитаж, выживал с трудом исключительно на энтузиазме его работников. Нами была восстановлена Колесница Славы, без которой невозможно представить классический образ Дворцовой площади, а также отреставрирована арка. Эти работы положили начало тому, что Михаил Борисович Пиотровский называл своей мечтой: чтобы вся Дворцовая площадь принадлежала Эрмитажу и представляла собой единый музейный комплекс. Мечта светлая и мы с каждым годом понемногу приближаемся к ее воплощению в жизнь.

За годы сотрудничества благотворительного фонда Потанина и Эрмитажа было реализовано множество ярких проектов: выставка в парижском Доме Инвалидов в честь 300-летия Санкт-Петербурга, партнерские проекты с Музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке и Лас-Вегасе. В 2002 Владимир Потанин приобрел за 1 млн долларов картину Казимира Малевича, чтобы она стала частью коллекции Эрмитажа. С этого подарка в истории Эрмитажа началась новая эпоха — музей стал активно пополнять коллекции современного искусства, утерянные в 20-30 годах.

Поддерживает Эрмитаж и известный российский бизнесмен Давид Якобашвили. Причем. Не только из благородных побуждений, но и из личного интереса.

— Я сам занимаюсь филантропией, для меня это очень интересно, кроме того, сейчас я строю собственный музей. Покупаю для него экспонаты и в этом плане плодотворно сотрудничаю со специалистами Эрмитажа, — говорит Давид Якобашвили. — Надеюсь. Что это наше взаимодействие будет благополучным позитивным и полезным для обеих сторон. Эрмитаж — это наша торговая марка, наш бренд, известный во всем мире, его надо максимально поддерживать и продвигать. С такой культурной ценностью. Которую имеет наша страна, мало что в мире может сравниться.

Фонд на развитие

По словам Михаила Пиотровского, музей должен быть автономным, а для этого нужна материальная основа: его должно содержать государство, потому что частному лицу это не под силу, но у него должны быть меценаты и собственные доходы.

В 2010 году Эрмитаж и Владимир Потанин учредили фонд развития музея, в который Потанин внес 5 млн долларов из личных средств. Сегодня капитал фонда значительно вырос, но Эрмитаж может тратить на свои нужды только доходы от этого капитала.

К юбилею музей приобрел на полученные доходы несколько уникальных предметов мебели из бывших царских покоев Эрмитажа.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Есть энтузиазм — будет и поддержка

Петербург часто называют городом музеем, а ведь Эрмитаж, в свою очередь, можно назвать музеем городом. Здесь работают две с половиной тысячи сотрудников и это совершенно особый коллектив. Мало где можно встретить такую преданность своему делу и искренний интерес к нему. Работники музея не только ведутнаучно-исследовательскую деятельность, но и поддерживают в должном порядке сокровища музея.

— Многое в Эрмитаже держится на энтузиазме сотрудников которых мы всесторонне поддерживаем, ведь музей силен людьми, которые в нем работают, — говорит Владимир Потанин. — За 10 лет около девятисот сотрудников получили премиальные гранты и прошли стажировки, и мы дальше будем продолжать эту работу. Люди, получившие наши гранты, составляют, в буквальном смысле, «золотой фонд» музея. Мне особенно приятно, что наши гранты предназначены самых разных специалистов музея — от сотрудников службы безопасности до хранителей коллекции.

Председатель попечительского совета Эрмитажа Владимир Потанин с супругой. Фото: Виталий КОЛИКОВ

ПОДАРКИ

Британский музей привез в Эрмитаж «невыездную» скульптуру…

Директора музея сразу же обвинили в излишней любви к россиянам

К юбилею Эрмитаж получил щедрый подарок — для временной экспозиции в Петербург привезли статую античного бога Илиссоса из Парфенона. Изваяние покинуло пределы Лондона впервые за двести лет, что возмутило некоторых британцев. Местные СМИ обвинили директора Британского музея Нила Макгрегора, в том, что с политической точки зрения сейчас не время для таких царских одолжений россиянам.

— Британский музей — это музей мира, для мира, и ничто не демонстрирует это лучше, чем скульптура из Парфенона, которую мы временно передаем петербургскому Эрмитажу в честь его 250-летия, — говорит Нил Макгрегор. — Британский музей и Эрмитаж почти близнецы, мы были друзьями долгие годы и не многие способны похвастаться такой дружбой. Наш дар — это желание подчеркнуть нашу дружбу, и никакой другой экспонат не может представлять нашу долгую — с момента основания — дружбу домами столь же достойно, как скульптура из Парфенона.

РИА Новости
Директор Британского Музея Нейл Мак-Грегор представил посетителям фигурки речного бога Илиссоса. Скульптура из «мраморной коллекции Элгина» передана британским музеем для экспонирования в России в честь 250-летия Эрмитажа.
Фото: РИА Новости

…а Фонд Потанина подарил документальный фильм

Фильм «Открывая Эрмитаж» британского документалиста Марджи Кинмонт был снят при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Режиссер — автор многочисленных документальных лент, в числе которых: работы о Мариинском театре, балете «Щелкунчик», Голливуде. Создатели картины получили беспрецедентный доступ в хранилища и реставрационные мастерские Эрмитажа. Фильм рассказывает не только об уникальных экспонатах, но и о судьбах людей, посвятивших себя музею.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here