Исламский гуманизм и избиение жен

0
443
Загрузка...
Целая серия книг исламских авторов, повествующих о причинах и способах битья жен мужьями в целях воспитания, показывают, что радоваться гуманизации этой религии по отношении к слабому полу еще рановато. Так, ряд исламских психологов и исследователей на полном серьезе ведут дискуссии о лучших методах избиения супружниц, дают «полезные» советы. Как известно, положение женщины в Исламе, как бы помягче выразиться — несколько отлично от того, что принято в современной западной культуре. О пресловутых чадре и парандже не знает разве что ленивый — но это все равно не останавливает девушек из немусульманских семей, решивших связать свою жизнь с представителями религии пророка Мухаммеда. Во-первых, любовь, а, во-вторых, многим такое положение представляется совсем не в тягость. Дескать, что с того, что надо лицо от посторонних мужчин закрывать — зато твой собственный муж так будет тебя любить, что твоя жизнь превратится в новую сказку Шехерезады. Тем более, что среди «европейских мусульман» ношение вышеуказанных женских головных уборов не так уж и поголовно обязательно. Увы, в браке с мусульманином его жену могут подстерегать и другие неприятные неожиданности, могущие стать настоящим шоком даже для самых консервативных и непритязательных женщин, воспитанных в современных традициях. Например, возможность оказаться разведенной одной лишь фразой мужа: «Уходи, ты мне больше не жена!» — после чего «бывшая» автоматически лишается всяких прав на своих детей. Но даже если до этого дело и не дойдет — даже обычная брачная жизнь может стать для «прекрасных половин» мусульманских семей весьма далекой от постоянной неги, роскоши и любви. Собственно, об этом гласят все те же сказки «Тысячи и одной ночи», в которых оптимистки предпочитают видеть лишь романтику и красоту. Напрочь забывая об основной интриге цикла, состоящей в том, что главную героиню понуждало рассказывать (почти три года!) чудесные истории банальное желание избегнуть смерти, поскольку ее супруг-халиф имел вредную привычку проводить время лишь с «одноразовыми» женами. Которых после первой и единственной ночи любви он тут же приказывал казнить — Шехерезада стала первой избранницей, переломившей эту тенденцию. Куда уж там образцу злодейства старушки-Европы, Синей Бороде — по легенде, его куда более малочисленные жены жили с герцогом намного больше своих «коллег» с арабского Востока. Разумеется, сейчас даже в самых фундаменталистских арабских странах никто просто так казнить жен своим супругам не позволит. Но и неприкосновенность личности им тоже не гарантирована. Ярким подтверждением тому является настоящий вал специальной информации на тему битья жен авторства исламских авторов. Пожалуй, лучше всего начать этот список с книги «О подчинении женщины в исламе» Гассана Аша, где автор четко формулирует случаи, в которых мужчине стоит распускать руки. Такой метод воздействия на жену, допустим, приемлем, если она отказывается прихорашиваться перед встречей с мужем, не хочет удовлетворять его сексуальные потребности, пренебрегает своими религиозными обязанностями и без разрешения покидает дом. Труд достойного писателя хочется особо отметить не только за попытку хотя бы как-то ввести традицию насилия по отношению к жене в какие-то рамки, но и за популяризацию среди широкого круга интересующихся «женских обязанностей» в Исламе. И правда, сколько уже сломано копий на сайтах соответствующей тематики о том, что «вид супруги в мятом халате и кухонном фартуке убивает любовь» — а тут никаких уговоров, не захотела приобрести шикарный внешний вид перед глазами своего благоверного — получай хорошую трепку. А сколько анекдотов сложено несчастными не-мусульманскими мужиками относительно женских отговорок от «этого» на основании того, что «я устала», «у меня голова болит»? Оказывается, решение очень простое — надо лишь руку протянуть. Точнее — поднять на ту, которой когда-то клялся в «вечной любви»… Еще ряд книг из указанной серии рассказывает о конкретном порядке битья своих «половинок». Так, автор книги «Женщина в исламе» Мохамед Камаль Мустафа считает, что женщину стоит бить прутом (но не слишком толстым), так как удары должны принести ей, в первую очередь, «не физические, а духовные страдания». При этом автор рекомендует мужчинам «наносить удары по чувствительным частям тела: лицу, груди, животу, голове и так далее». Правда, другой знаток мусульманского права, эксперт по семейным отношениям доктор Гази Аль-Шимари из Саудовской Аравии не согласен со своим коллегой. Он пишет, что бить женщину по лицу не стоит ни в коем случае, а сами удары должны быть несильными и мягкими. Кроме того, по мнению Аль-Шимари, мужу следует непременно предупреждать жену о том, сколько ударов он собирается ей нанести. Психолог считает, что в некоторых случаях женщину можно «проучить» зубной щеткой или подобным мелким предметом, однако категорически не одобряет нанесение ударов тарелкой, ножом или бутылкой с водой. Что ж, и на том спасибо. Правда, как-то не по себе становится от упоминания бутылки с водой — бьющей при соответствующей силе применения не хуже резиновой полицейской дубинки. А уж о ноже — не в драке с отморозками в темном переулке, а в качестве «средства воспитания» как-то вообще становится не по себе. И, видно ж, как минимум, в Саудовской Аравии сии предметы используются главами семейств не так уж и редко — иначе зачем было о них писать вообще? Отдельную позицию занимает Джордж Буске, написавший книгу «Секс-этикет в исламе». Он проявляется похвальную заботу и старается предупредить вред здоровью во время «семейных сцен» … мужчинам! И считает, что при избиении женщины главное не нанести увечий самому себе. Поэтому «худую женщину стоит бить тростью, полную — раскрытой ладонью, а крепкую — кулаком». И то правда — ударь «худышку» кулаком — так еще и костяшки пальцев о ее кости сбить можно, и куда ж потом с этой «травмой» главе семейства деваться?! Получится, что не столько жену наказал — а сам себя, а это непорядок. А вот авторы еженедельной программы «Шариат и жизнь» на канале «Аль-Джазира» подходят к вопросу биться жен творчески — не даром же их канал имеет репутацию «прогрессивного». Так, они уверены, что физическое насилие подходит для воспитания далеко не каждой женщины, а лишь той, которая «воспринимает этот процесс нормально». Если жена испытывает унижение во время телесных наказаний, то бить ее не стоит, считают создатели передачи. Ну да, сначала желательно узнать о наличии у своей подруги жизни мазохистских наклонностей, а уж только потом помочь ей их реализовать, чтобы «проштрафившаяся» чувствовала при побоях не унижение, а радость. Правда, в этом случае как-то нивелируется собственно педагогическая суть такого воздействия — но это уже второстепенные детали. Справедливости ради, нужно заметить, что, к счастью, далеко не все мужчины-мусульмане относятся к своим женам так, как описано в цитированной выше литературе. Точно также, как и в христианских и атеистических семьях не всегда царит «совет да любовь» — и нередко дело доходит и до рукоприкладства. Более того, в «Домострое», якобы «церковном» своде общественных правил средневековой России, о котором многие слышали, но немногие читали, тоже можно встретить рекомендации по «силовому воспитанию» прекрасной половины человечества. Только ведь Новый Завет устами ап. Петра учит относиться к жене, как к «немощнейшему сосуду» (1Пет.3:7), «слабому полу» — который надо не избивать, а, наоборот, защищать и относиться с максимальной осторожностью. Конечно, кто-то и среди мусульман могут назвать пособия по «силовому воспитанию» жен «извращением Ислама». Возможно-возможно. Тем не менее, пока что не в исламской, а в современной западной культуре за требование многих норм поведения супруги ее мужу грозит близкое знакомство с Уголовным кодексом. В частности — за принуждение к интимной связи, согласно букве закона изнасилованием считается и близость с собственной женой, если она на нее не согласна. Ну, а уж за рукоприкладство однозначно «светит» штраф либо арест. И уж никто даже представить не может, чтобы на любом телеканале могли бы спокойно обсуждать вопрос рационализации битья женщин — как это делается на достаточно прогрессивной в других моментах «Аль-джазире». Так что, слухи о «исламском гуманизме» на уровне доктрины в отношении к слабому полу пока сильно преувеличены — и являются лишь уделом отдельных энтузиастов. Более чем весомый повод еще раз хорошо задуматься тем женщинам, которые решили связать свою жизнь с мужчинами, исповедующих эту религию, особенно, если это доходит до истового фундаментализма. Право, лучше учиться на чужих ошибках — чем на своих, когда станет поздно что-либо менять.

2014-09-28-112605

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here