Крупные госкомпании потратят в этом году минимум 1,5 млрд рублей на работу со СМИ и блогерами. Бесплатно про нас пишут только негатив, объясняют сами компании необходимость столь крупных затрат.
Первый квартал текущего года компания впервые за всю историю своего существования закончила с убытком в 16 млрд руб.», — жаловался в начале апреля президент РЖД Владимир Якунин. Но это не помешало монополии провести крупнейший среди госкомпаний конкурс на информационно-рекламные услуги — их исполнителю только за 2014 г. РЖД готова заплатить 333 млн руб. Весь контракт рассчитан на три года. Победителем стала фирма «Тайный советник нетвок компани», основанная депутатом Госдумы Леонидом Левиным и обслуживавшая госкомпанию предыдущие три года. По условиям конкурса агентству предстоит проводить пресс-туры, приемы и концерты для представителей СМИ, оказывать поддержку РЖД в соцсетях и вести личный блог Якунина.
«Газпром» и связанные с ним компании, судя по проведенным конкурсам, в ближайшие три года потратят на «пиар-сопровождение» не менее 600 млн руб. Почти половина суммы пойдет на информационную кампанию в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири, а на остальные деньги «Газпром» рассчитывает получить документальный фильм о компании, не менее 120 публикаций в крупнейших региональных СМИ, а также «в рамках организации информационного сопровождения подготовки и проведения годового общего собрания акционеров» провести встречу руководства корпорации с редакторами тех же региональных СМИ.
Из данных о госзакупках можно узнать, что сопоставимые с «Газпромом» и РЖД деньги на СМИ и блогеров готовы потратить «Аэрофлот» и «Роснефть», а другие госкомпании отводят на эти цели более скромные суммы — десятки миллионов рублей (подробнее см. таблицу). Всего же в конце 2013 г. и начале 2014 г. услуги информационного обеспечения, целью которого является в том числе появление публикаций без пометок «на правах рекламы», заказали 10 госкомпаний — на общую сумму в 1,5 млрд руб. с лишним. «Если этот бюджет изъять с рынка, в России разорится много газет», — шутит представитель государственной нефтяной компании. И это лишь часть затрат госкомпаний на пиар, уверяют опрошенные «Ведомостями» сотрудники агентств: дополнительные бюджеты могут прятаться, например, в конкурсах на научно-исследовательские работы. Весь же рынок агентских коммуникационных услуг, по оценке председателя совета директоров Агентства гуманитарных технологий (АГТ) Владимира Лащевского, составляет около $1 млрд и его половина приходится на госзаказчиков.
При этом любая из крупных госкомпаний является важным ньюсмейкером для журналистов. Зачем ей платить за публикации?
Сколько платят
Осенью прошлого года «Газпром», обеспокоенный ростом неплатежей за газ, попытался пролоббировать переход к авансовой системе оплаты коммунальных услуг для населения. В сентябре 2013 г., за месяц до назначенного совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором предправления «Газпрома» Алексей Миллер предложил ввести предоплату, «Газпром межрегионгаз» провел открытый конкурс на размещение во всех СМИ материалов о компании. Публикации должны были донести до потребителей мысль о необходимости своевременной… читать целиком →