© РИА Новости Виталий Белоусов
«Это то, чего хочет Путин от иностранцев, — сказал он. — Чтобы они именно так и думали. Но все гораздо сложнее. Некоторым людям неловко из-за Крыма, однако все мы скорбим, потому что борьба на Украине носит личный характер. Это семейное дело, конфликт из-за матушки России».
У идеи о мифической «родине-матери» в российской литературе, истории, искусстве и религии очень глубокие корни. А украинскую столицу Киев давно уже превратили в миф, назвав колыбелью русской цивилизации. В советскую эпоху там установили статую Матери с мечом и щитом в руках, которая стала дополнением музея Великой Отечественной войны. Иными словами, Киев — это неотъемлемая часть исторических русских представлений.
Настроения такого рода легко можно использовать. Этим и объясняется то, почему более 80 процентов россиян поддерживают последние авантюры президента Владимира Путина. У Путина на то есть свои причины. Одно из его желаний — вернуть престиж страны, утраченный с распадом Советского Союза. Но главное и первостепенное здесь — укрепить чувство национального достоинства и гордости, проведя четкие демаркационные линии между Россией и Западом. Мифическое единство России и Украины играет центральную роль в данной концепции, означая, что сама мысль о вступлении Украины в Евросоюз недопустима. Выступая в марте в Государственной Думе, Путин сделал на этом акцент: «Мы одна нация. У Древней Руси один общий корень».
Во время нашей поездки государственное телевидение без конца выдавало в эфир антиукраинскую пропаганду, составленную из архивов Второй мировой войны. Я и раньше видела кадры из той эпохи, но бесчеловечный характер зверств, показанный в этих советских фильмах, ощущался по-новому. Не нужно владеть русским, чтобы услышать и увидеть постоянные упоминания «Киев-Берлин», что является грубой попыткой возродить воспоминания о предательском сотрудничестве украинцев с нацистской Германией.
Поскольку 60 процентов россиян смотрят новости по государственному телевидению, неудивительно было узнать о том, что группы пьяной молодежи кричат, высунувшись из санкт-петербургских окон: «Смерть украинским предателям!» Когда конфликт представляют как братоубийственную войну, враг — это отступник, предавший семейные ценности.
От такого семейного горя страдает и другая участница конференции по имени Анна. Она родом из Донецка, где сейчас идет борьбы за контроль над городом, и где люди долгие годы жили вместе в относительном мире и согласии. Сейчас ее 77-летняя мать пытается уехать оттуда, пока это еще возможно. Ее сестра хочет эмигрировать — куда угодно.
Анна и ее муж Сергей — представители крошечной группы городского и образованного меньшинства, которое выступает против Путина. Больше всего их тревожит будущее. Все пришло в движение, говорят они. Меняют названия улиц и городов, отвергая наследие советской эпохи, а потом возвращают их обратно. Преподавание истории выхолощено и лишено содержания, так как никто пока не знает, что говорить об этом. Современные писатели уклоняются от серьезных попыток понять прошлое и настоящее, а СМИ все чаще занимаются самоцензурой. Значимой политической оппозиции просто нет.
По мнению Анны и Сергея, долгосрочная опасность для страны и для них носит двусторонний характер. Сначала экономический крах, поскольку энергоресурсы — это, по сути дела, единственный источник доходов для России и единственная отрасль. Потом неизбежные гражданские войны в неспокойных национальных республиках.
Путин весьма успешно нагнетает националистическое рвение и страсти населения, которое сбито с толку и растеряно. И если он не сумеет сохранить объединяющий народ миф о «матушке России», который лежит в основе его пропаганды, если не сможет удержать Украину на своей орбите, предсказать остальное будет просто невозможно.
Оригинал публикации: A conflict over ‘Mother Russia’