В преддверии Нового года в Россию массово едут поляки. В связи с изменением курса валют европейцам стало выгоднее приобретать у нас многие товары. Правда, для этого надо сначала пересечь границу, где в последние дни образовались многочасовые пробки.
У российско-польской границы — многокилометровые очереди. Чтобы попасть в пункт пропуска, ждать придется не меньше пяти часов. О потерянном времени гости России не жалеют: шопинг-тур того стоит. После изменения курса валют, в том числе и польского злотого, гражданам соседней Польши стало особенно выгодно совершать поездки в Россию. Из приграничных магазинов они везут домой халву, конфеты, рыбные консервы, свежую рыбу.
Пани Иоланта надеется попасть домой к полуночи, хоть живет всего в 80 километрах от границы, в Ольштыне. Этот вояж в Багратионовск она давно планировала, но отправиться заграницу смогла только в праздничные нерабочие дни. «Выходные в Польше — вот и выбираемся все, — поясняет она. — А если нет праздников, так на границе очередь поменьше будет. Я вот судака купила и лосося. Специально ездила в Багратионовск на базу. У нас это все дороже».
Большинство из этих туристов — так называемые «бензинщики». Их путешествие заканчивается на ближайшей заправочной станции. До отказа заполнив баки своих авто, они сразу спешат обратно, на границу.
Топливо в Польше вдвое дороже российского, заправляются поляки, как говорят они сами, «под пробку». Бдительные польские пограничники строго контролируют количество ввозимого российского бензина, ведь защищать им приходится не только свой внутренний, но и топливный рынок Евросоюза. У бензинщиков есть свои хитрости, они знают, как провезти топливо сверх нормы. У каждого в багажнике домкрат и так называемый «каблучок». Если с его помощью наклонить машину на бок, бензина можно залить в бак на 10 литров больше.
«Все едут на Volkswagen, там самый большой бензобак — у него на 10 литров больше вместимость, так что в итоге получается 100 литров бензина. Надо брать больше, ведь ездить к вам за топливом разрешают только три раза в неделю», — говорит опытный «бензинщик».
На заправочных станциях можно купить и другой ставший популярным у поляков товар — уголь. Его приобретают жители приграничных районов Польши, чтоб отапливать частные дома и даже небольшие отели. «Тонна угля у нас стоит 6-7 тысяч, а у них 10 тысяч. Естественно, им намного выгоднее ездить сюда за углем, — рассказывает Мария Кузина, оператор-кассир АЗС. – Они берут не на продажу, а для своих домов: на границе их с чеками пропускают спокойно».
Калининградцы покупателям из Польши очень рады. Они и сами сейчас выезжают в соседнюю страну — отдыхать и кататься на горных лыжах. «Приятно, конечно, видеть наших гостей-поляков, — признают они. — Бензин является товаром, он пользуется спросом, они едут за тем, что им интересно, мы едем за тем, что нам интересно. Взаимный обмен».
По прогнозам таможенников, ажиотаж на границе спадет только к вечеру 31 декабря, но уже 2 января польские «бензинщики» снова выстроятся в очереди у погранперехода.