Это полный провал. Сначала ё-мобиль был таким:
А теперь нет ё-мобиля. Михаил Прохоров, стабильно входящий в десятку богатейших людей России, а иногда и поднимавшийся на первое место, переживает сейчас далекое не лучшее время.
Сегодня Прохоров, который ещё совсем недавно казался удивительным баловнем судьбы, терпит одно унизительное поражение за другим.
Такого с Прохоровым не было никогда — даже в период ставшего знаменитым ареста в Куршевеле, когда в январе 2007 года французская полиция отважилась потревожить отдых российского олигарха.
Отмываясь от куршевельского пятна, Прохоров предпринял несколько имиджевых шагов, которые должны были представить его совсем иным человеком — не развращённым богатеем, но покровителем наук, искусств и ремесёл.
Во-первых, Прохоров стал президентом Союза биатлонистов России, сменив на этом посту «кадрового» спортсмена Александра Тихонова, посвятившего всю жизнь биатлону.
Во-вторых, одна из подконтрольных Прохорову структур стала соинвестором инновационного проекта по производству гибридного авто, названного «ё-мобилем».
В-третьих, бизнесмен Прохоров отправился в большую российскую политику, сначала поучаствовав в президентских выборах, а потом создав собственную партию.
С момента старта всех этих трёх проектов прошло несколько лет, и уже можно подвести их итоги.
Начнём с политики. Дёбют на выборах 2012 года оказался для делающего первые шаги Прохорова очень удачным.
Третье место по России с 7,98% голосов, второе место в обеих столицах, причём в Москве вообще рекордные 20,45%, — всё это предвещало Михаилу Прохорову большое будущее.
И потому учреждение летом 2012 года «Гражданской платформы», которую он возглавил лично, казалось весьма и весьма перспективным, тем более что тогда ему удалось завлечь в партию многих известных людей (Пугачёва, Макаревич, Любимов), чьё присутствие подчёркивало серьёзность замыслов.
Однако очень скоро у «Гражданской платформы» начались проблемы. Первым тревожным сигналом стал отказ самого Прохорова от участия в выборах мэра Москвы.
Причиной этого были не интриги конкурентов, как заявлял сам Прохоров, а нежелание олигарха отказываться от своих зарубежных активов, как того требовало избирательное законодательство.
Столь же неудачным было и выступление самой «Гражданской платформы» на состоявшихся 8 сентября 2013 года выборах в региональные и муниципальные собрания.
Даже 4 места в горсовете Красноярска (самый лучший результат ГП в единый день голосования) не позволили прохоровцам взять под контроль этот орган местной власти.
Единственный настоящий успех, которого добилась «Гражданская платформа», — это победа члена Федерального гражданского комитета Евгения Ройзмана, ставшего главой Екатеринбурга.
Однако подлинные причины этого связаны отнюдь не с популярностью партии Прохорова: тут сыграла популярность самого Ройзмана плюс желание федеральной власти провести выборы честно и без скандалов.
Неудачи «Гражданской платформы» не могла скрыть лукавая партийная статистика: 13 депутатов ЗАКС из 4 000 по всей России — это, конечно, мизер.
И Прохоров, который очень бодро взялся за партстроительство, после 8 сентября заметно охладел к своему детищу.
Итогом этого стал уход олигарха с поста лидера «Гражданской платформы», который он передал своей сестре.
Мотивировалась такая рокировка необходимостью кадрового обновления, но стало ясно, что Прохоров не видит будущего у ГП и хочет сбросить ставшую тяжкой ношу.
Начинание номер один закончилось пшиком.
Переходим к спорту.
Вот мнению олимпийского чемпиона по биатлону Виктора Маматова: «Могу сказать, что, если Прохоров покинет пост руководителя Союза биатлонистов, это станет большой потерей для спорта. Биатлонисты под его руководством чувствовали себя прекрасно, у них всегда был новый инвентарь и оборудование».
Инвентарь, может, и был, а только с победами получилось совсем негусто. Можно вспомнить чемпионат мира в Рупольдинге в 2012 году, где у наших биатлонистов было всего две бронзовые медали.
Тогда Михаил Прохоров, оценивая результаты состязаний, говорил: «Во время сезона имели место конфликты и разногласия по методикам тренировок внутри тренерского состава, между личными и командными тренерами — и, как следствие, отсутствовал единыйкомандный дух и настрой».
У возглавляемого им Союза биатлонистов было два года на исправление выявленных недостатков и упущений, однако то, как показала себя команда в Сочи, успешным можно назвать лишь с большим натягом.
Четвёртое место в общекомандном зачёте по всем биатлонным дисциплинам: у России, пропустившей вперёд Норвегию и Францию, только четыре медали, из которых одна золотая.
У Беларуси, идущей второй, при таком же количестве медалей, три (!) золотые, а завоевавшая их Дарья Домрачева стала героиней Олимпиады.
Потому нет ничего удивительного в том, что Михаил Прохоров покидает пост президента Союза биатлонистов России. Это должно произойти 20 мая 2014 во время отчётно-выборной конференции.
И, как теперь понятно, на целую Олимпиаду позже, чем нужно.
Начинание номер два тоже окончилось ничем.
Последними оказываются достижения Михаила Прохорова на ниве автомобилестроения.
Амбициозно начатый проект (планировалось, что при цене от 320 до 480 тыс. рублей, в год будет выпускаться до 90 тысяч машин) очень скоро перешёл в состояние перманентного «завтрака».
Сроки постоянно переносились. Проводимые время от времени помпезные презентации должны были успокоить инвесторов, в числе которых оказалось и российское государство.
Владимир Гутенев, замглавы Союза машиностроителей России: «Это говорит не о бизнес-среде и готовности государства поддержать те или иные проекты, а о качестве наших предпринимателей. К большому сожалению, большинство из них еще не созрело для того, чтобы заниматься не оптимизацией финансовых потоков, а созданием рабочих мест и новых технологий».
Новости о ё-мобиле, который должен был стать если не народным, то однозначно массовым, всё реже попадали в сводки информационных агентств.
Об этом проекте начали уже потихоньку забывать, перестав даже шутить над провокационным названием, как вдруг…
Стало известно, что группа «Онэксим» продаёт все свои активы и выходит из этого проекта, передавая техническую документацию на ё-мобиль профильному институту НАМИ.
Стоимость этой сделки составляет 1 €, вследствие чего остряки уже успели окрестить неудачливого автомобильного короля Миша «Один евро» Прохоров.
Причина: сотни миллионов евро, потраченных на разработку и запуск в производство ё-мобиля не имеют шансов каким-либо образом окупиться в обозримом будущем.
Дешевле сдать все построенные экземпляры в автомузей.
Третье начинание закончилось прибылью в один евро – не считая брошенных на ветер миллиардов.
Итак, за последние пять с половиной лет (считая с октября 2008 года) разносторонний Михаил Прохоров успел попробовать себя и в политике, и в спорте и в инновациях.
Широкий спектр интересов и упорство Прохорова могли бы сделать ему честь, если бы все его начинания до единого не закончились полным и сокрушительным фиаско.
Тем не менее, есть слухи, что Прохоров опять затевает еще что-то грандиозное.
А может, не надо?
Ну не выходит же каменный цветок, как ни тужься.