Уходящий президент Грузии Михаил Саакашвили обрушился с трибуны Генассамблеи ООН на Россию, обвинив ее в давлении на соседние страны с целью воспрепятствования их дальнейшей интеграции с ЕС. Данная тематика сегодня особенно актуальна в связи с внешнеполитическими проблемами Украины и в контексте заявления президента Армении Сержа Саргсяна о намерении Еревана присоединиться к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии.
Грузинский президент с трибуны ООН фактически от имени Армении заявил, что геополитический выбор Еревана стал результатом давления со стороны России. О том же говорят отдельные чиновники Евросоюза, ожидавшие, что армянская сторона на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе в конце осени 2013 года парафирует документы в пользу политической ассоциации с ЕС. Им вторит прозападная оппозиция внутри Армении.
Саакашвили заявил: «Вы думаете, что Владимир Путин является сторонником окончательного триумфа Армении над Азербайджаном? Нет. Это приведет к тому, что Армения будет слишком сильной и будет слишком независимой. Думаете ли вы, что Москва хочет, чтобы Баку взял верх над Ереваном? Конечно, нет. Текущая модернизация Азербайджана является кошмаром для российских лидеров, и здесь не может быть никаких разговоров, ведь речь идет о возможном вступлении в Европейское общее пространство. Армения загнана в угол, Молдавия подвергается блокаде, Украина находится под ударом, Азербайджан подвергается гигантскому давлению, а Грузия оккупирована… Почему? Потому что старая Империя пытается вернуться к своим утраченным границам. Но «границы» неправильное слово, так как эта Империя — будь то Российская империя, Советский союз, Российская Федерация или Евразийский союз — никогда не имела границ. У нее была лишь периферия».
Данную тираду Саакашвили стоило бы разобрать и тщательно проанализировать попунктно, если бы он произнес ее на заре своей политической карьеры. Его популизм уже привел Грузию к мягко говоря неоднозначным последствиям, а его самого вывел из разряда серьезных политических деятелей. В том числе, в глазах Запада. Тем не менее, исходя из актуальности поднятой темы, попробуем разобраться, на основе чего строит свою пропагандистскую риторику уходящий президент Грузии.
Перспективы Армении и Азербайджана, а также возможность «триумфа» одной из сторон нагорно-карабахского конфликта (а именно в контексте этой проблемы комментирует политику Москвы в регионе Саакашвили) весьма волнуют Тбилиси. Вообще, комплекс армяно-турецких и армяно-азербайджанских проблем просто предопределяет выгодную позицию Грузии в регионе. Карабахская проблема при этом остается ключевым фактором, влияющим на баланс сил в Закавказье. Пока Армения и Азербайджан сдерживали друг друга, Грузия получила карт-бланш на региональное лидерство, которое Саакашвили с успехом профукал, начав войну с Россией.
Грузинский президент уже неоднократно позволял себе оценки в отношении Армении. Однажды он прямо заявил о том, что армянское руководство, взаимодействуя с Россией, осуществляет неверную экономическую политику, чем вызвал недоумение в Ереване. Тональность последнего заявления Саакашвили о «слишком сильной» и «слишком независимой» Армении свидетельствует о том, что такая перспектива больше страшит самого уходящего президента Грузии, нежели кого-либо в России. Успех дружественной России Армении стал бы лишним доказательством ошибочности внешнего курса Саакашвили.
Что же это был за курс? Саакашвили последовательно развивал политику превращения Грузии в транзитный коридор между Азербайджаном и Турцией, надеясь в перспективе перетянуть на себя и транзит среднеазиатских энергоресурсов. Собственно говоря, данная стратегия была выработана не им самим, а заинтересованными силами на Западе. В этой логике региональная изоляция Армении лишь нарастала параллельно транзитно-тарифному диктату Тбилиси. Что и позволяло Западу успешно перетягивать Ереван на свою сторону. С другой стороны, Грузия выступала в качестве эффективного буфера, сдерживающего закавказскую политику Москвы.
Новое грузинское руководство в лице премьер-министра Бидзины Иванишвили предложило в корне иной подход к региональной политике. Шаги нового грузинского правительства, направленные на восстановление торгово-экономических отношений с Россией, призваны вернуть Грузии естественную позицию регионального перекрестка, связывающего не только Азербайджан с Турцией, но и Россию с Арменией и далее по сухопутному пути с Ираном (Ереван и Москва ведут переговоры по поводу строительства железной дороги Армения-Иран). Стоит вспомнить, что Иванишвили открыто назвал армянскую внешнеполитическую модель взаимодополнения, а не взаимоисключения интересов внешних сил — примером для Грузии. С целью активизации торгово-экономического, а в итоге и политического направления «Север-Юг», грузинский премьер выразил готовность Тбилиси обсуждать возможность разблокирования Абхазской железной дороги. В свою очередь Москва сняла эмбарго с грузинских товаров.
Со вступлением Армении в Таможенный союз в закавказском регионе возникает новая реальность. Грузия получает возможность влиться в единое таможенное пространстве, окружающее ее с юга и севера. Но не это главное. Только в этом пространстве Тбилиси получит возможность хоть как-то сообщаться с Абхазией и Южной Осетией, строить нормальные торговые отношения с соседними государствами. В этом случае и Армения, вопреки утверждению Саакашвили с трибуны Генассамбели ООН, получает шанс как раз на выход из тупика, а не наоборот.
Что касается Азербайджана, то, насколько можно понять по динамике развития и модернизации этой страны, никакого особого влияния, тем более негативного, Россия на этот процесс не осуществляла и осуществлять не могла. Баку плотно сотрудничает с ведущими энергетическими компаниями мира, развивает тесное политическое взаимодействие с Турцией. Обладая богатыми нефтегазовыми ресурсами, Азербайджан стал крупнейшим игроком в Закавказье, не только не нуждающимся в защите Саакашвили, но и непосредственным образом влияющим на социально-экономическую ситуацию в самой Грузии. Удел уходящего президента Грузии в такой ситуации — быть личным лоббистом Ильхама Алиева, хотя сомнительно, чтобы азербайджанский президент заказывал такие услуги.
Баку присоединился к Движению неприсоединения, в своей внешней политике предпочитая нейтралитет, в том числе и касательно различных интеграционных сценариев. Показательно, что на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе азербайджанская сторона ничего подписывать или парафировать не собирается. При этом, последние визиты в Баку руководителя «Роснефти» Игоря Сечина, а затем и самого президента России Владимира Путина продемонстрировали наличие двусторонних интересов во многих сферах, в том числе и важнейшей — нефтегазовой. Продолжающийся партнерский диалог Москвы с Баку — дополнительный раздражитель для Саакашвили.
Читать далее → http://regnum.ru/news/polit/1714622.html#ixzz2gfvERtkJ
Читайте также: