Путин едет: из Ватикана в сторону России повеяло белым дымом

0
455
Загрузка...

pop

Из Ватикана в сторону России повеяло белым дымом — вначале мировые информационные агентства, а затем хранитель Зала печати Святого престола отец-иезуит Федерико Ломбарди подтвердил неожиданную новость: 10 июня в Ватикане папа Римский Франциск во второй раз примет президента России Владимира Путина. Как отмечает хорошо информированный итальянский портал Vatican insider, это уже пятая встреча российского лидера с епископами Рима. Путин в 2000 и 2003 годах виделся со святым папой Иоанном-Павлом II, в 2007 году с Бенедиктом XVI и 25 ноября 2013 года с Франциском. Последняя аудиенция стала самой заметной. Ей предшествовало письмо понтифика, которое посвятил проблеме решения сирийского кризиса, в адрес президента России, председательствовавшего на заседании «Большой двадцатки». Сирию готовился бомбить Запад за то, что президент Башар Асад якобы использовал химическое оружие против бандитов, прикрывавшихся именем «демократической оппозиции». Однако Франциск сыграл как сыграл, что в итоге дало повод Москве и Вашингтону найти общий язык, выработать компромисс и благодаря чему Путин и президент США Барак Обама составили план по вывозу и уничтожению запасов сирийского химического оружия.

А какой будет повестка нынешней встречи, учитывая, что ни Кремль, ни Ватикан не дали повода появиться утечкам? Те католические издания, которые позволили себе рассуждать на эту тему, полагают, что на сей раз два государственных мужа, Франциск и Владимир, будут говорить об Украине. Vatican insider пишет так: речь пойдет об украинском кризисе и «неблагоприятной» международной реакции в адрес России, понтифику придется быть осторожным, поскольку он попадал под более или менее завуалированную критику греко-католической общины Украины, которая хотела бы, чтобы Святой престол выражал большую солидарность Киеву. Уже от себя добавим, что «хотения» украинских униатов артикулировались и артикулируются так громко, что иногда доходит до неловкости. Как в случае, когда во фразе нынешнего папы Римского о «гражданской войне на Украине» и пожелании заключить мир, прежде всего, между самими украинцами, глава Украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав Шевчук усмотрел «советские нотки». И это не единственный случай критики в адрес Святого престола, примеров одновременных обвинений и просьб со стороны греко-католиков в адрес Ватикана хватает. Равно как жалоб, что папская дипломатия подыгрывает Москве.

Одним из тех, кто серьезно мониторит то, что происходит на Украине, и тщательно оценивает заявления христианских церквей по сему вопросу является Русская православная церковь. Вопрос в диагностике и реакции. За неделю до того, как стало известно о встрече Святейшего отца и президента России, архиепископ Кракова кардинал Станислав Дзивиш публично удивился отказу патриарха Кирилла прибыть летом 2016 года в Краков на празднование Всемирного дня молодежи, где глава РПЦ мог бы встретиться с Франциском. По словам Дзивиша, он получил письмо от руководителя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополита Илариона, в котором тот со ссылкой на патриарха Кирилла заявил, что на приглашение «положительно отреагировать невозможно» из-за того, как Конференция польских епископов высказывается по российско-украинским отношениям. В интервью польскому католическому агентству Katolicka Agencja Informacyjna краковский архиепископ выразил сожаление по поводу того, что пропадает «важная возможность для экуменического диалога». «Ранее Московский патриархат заявлял, что польский папа являлся препятствием для экуменического диалога со Святым престолом. Но когда папа Римский был из Германии, это тоже ни к чему не привело. Теперь у нас папа из Аргентины, а Московский патриархат продолжает отказываться от встречи», — констатировал Дзивиш. В свою очередь секретарь по межхристианским отношениям ОВЦС иеромонах Стефан Игумнов, как передает РИА «Новости», сообщил, что обсуждение возможности встречи патриарха Кирилла с папой Римским с повестки дня никогда не снималось, но и не обозначалась конкретная дата ее проведения, поэтому говорить об «отказе» не вполне корректно, а вся проблема в польском епископате и его позиции по Украине.

Парадокс тут не только в том, что Франциска и Ватикан сами же украинские униаты обвиняют в своего рода «промосковской позиции». Между греко-католиками и украинскими и польскими римо-католиками давно уже пробежала даже не одна, а целый батальон черных кошек. Возглавляющий украинских латинян львовский архиепископ Мечислав Мокшицкий на протяжении последних лет неоднократно обвиняет своих униатских «братьев» в неконструктивном отношении по вопросу квалификации Волынской резни (в которой украинские националисты осуществляли геноцид в отношении поляков) и реституции собственности Римско-католической церкви во Львове. По последней проблеме перепалка между двумя кланами дошла даже до Рима, когда Мокшицкий пригрозил поставить вопрос перед самим понтификом зимой этого года во время отчетного визита ad limina Apostolorum (к Апольским порогам) в Ватикан. Более того, в «дружеские чувства» польского епископата по отношению к украинцам не верят и в самом греко-католическом «ядре» на Галичине. Известный западноукраинский писатель Юрий Андрухович, комментируя избрание президентом Польши представителя партии «Право и Справедливость» (PiS) Андженя Дуды, прямо замечает: «К власти в Польше приходит политикум, который ради сохранения власти будет вынужден накручивать собственный электорат нагнетанием определенных исторических сюжетов. Да, именно те сюжеты — с косами, вилами и другим сельскохозяйственным инвентарем, применяемым в том числе и на Волыни… Ждем беды… Куда взамен понесет отчетливо самовлюбленного и недалекого Дуду, поощряемого с одной стороны не слишком проукраинским епископатом, а с другой Путиным — боимся гадать». Поэтому когда в прошлом Конференция польских епископов высказывалась по российско-украинским отношениям не так, чтобы это понравилось Московскому патриархату, еще нужно проверить, не выкручивала ли руки польским владыкам та часть светской власти в Польше, которая агрессивно вела и ведет себя по отношению к России.

Безусловно, католические газеты могут ошибаться, и разговор между Франциском и Путиным в Ватикане пойдет не об Украине, а на другие темы. У Кремля и Ватикана есть общая заинтересованность в урегулировании на Ближнем Востоке и Балканах, тем более что эти регионы тесно связаны друг с другом. Хватает проблем с Закавказьем. Особенно после того, как после известных слов понтифика о Геноциде армян не имеющий прямого отношения к этому Баку вдруг оказался большим «обиженным», чем Анкара. Но если судить по предыдущей встрече Святейшего отца и президента России, в католическом мире хватает тех, кто видит в этих переговорах и мистическую составляющую. Как писал на страницах американского портала Catholic Online в декабре 2013 года диакон Кейт Фурнер, может быть, так исполняются Фатимские пророчества. «Я не наивен, — отмечал Фурнер. — Я не говорю, что президент Путин полностью принял христианскую веру. Тем не менее, он утверждает, что она у него есть. Я нахожу огорчительным, что наш собственный президент Обама, который исповедует себя христианином, умышленно способствовал принятию законов, которые угрожают святости брака и семьи. Он отказывается защищать право на жизнь. Он стремится заставить замолчать пророческий голос Церкви в нашей стране. Я люблю США. Тем не менее, я христианин-католик. И признаю весьма перспективным то, что происходит в России. Может ли это быть частью выполнения обещаний Фатимы? Может ли потепление отношений между епископом Рима, преемником апостола Петра, и российским патриархом быть признаком исцеления древних разделений внутри христианской общины? Может ли это все привести к возрождению христианства во всем мире? Молюсь, чтобы было так». Все по силам верующему и молитвы иногда исполняются. Однако одно только то, что между Кремлем и Ватиканом установились заинтересованные отношения, а их контакты приобрели системный характер, внушает осторожный оптимизм.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here