По традиции два раза в год, поздней весной и поздней осенью крупнейшие аукционные дома Лондона – Sotheby’s, Christie’s и Bonham’s проводят торги русского искусства. В последние годы к ним присоединился еще и аукционный дом MacDougall’s, специализирующийся исключительно на русском искусстве.
Это не означает, что в другие недели и месяцы русской живописью, графикой, скульптурой или предметами прикладного искусства здесь не торгуют – торгуют постоянно. Но эти две недели – фокус и средоточие торгов.
Именно к этим торгам аукционы приберегают самые интересные, самые значимые и потенциально самые дорогие лоты. Именно в эти две недели в Лондон стекаются коллекционеры, знатоки и дилеры русского искусства.
Вот уже, пожалуй, с добрый десяток лет эти недели постепенно стали обрастать другими арт-событиями. Что совершенно неудивительно – из-за стечения русского арт-сообщества с разных концов мира Лондон в эти дни превращается в настоящую столицу русского искусства.
О событиях-спутниках чуть ниже, а пока собственно об аукционных торгах.
Рекорд
С одной стороны, есть рекорд. Написанный в 1910 году Валентином Серовым «Портрет Марии Цетлиной» ушел на торгах Christie’s за 9,27 млн. фунтов. Это самая высокая цена, уплаченная когда бы то ни было на лондонских аукционах за произведение русского искусства.
«Портрет Марии Цетлиной» – несомненно, самая изысканная картина Серова, с которой мне приходилось иметь дело за все годы работы в Christie’s», — так охарактеризовал эта работу еще до ее рекордной продажи глава русского отдела Christie’s Алексис де Тизенхаузен.
Помимо чисто художественных достоинств, за этой работой стоит интересная история. Мария Цетлин и ее муж Михаил Цетлин были членами партии эсеров, участниками революции 1905 года и вследствие этого политическими эмигрантами.
Жили они в Париже, где с ними и познакомился и написал портрет Марии Валентин Серов. После Февральской революции Цетлины вернулись в Россию, но уже после Октября вновь вынуждены были бежать – для большевиков эсеры, как известно, были врагами похлеще буржуев.
В Париже межвоенных лет дом Цетлиных был литературно-музыкальным салоном, который привлекал весь цвет русской эмиграции — здесь бывали Бунин, Дягилев, Стравинский, Прокофьев, Алексей Толстой, Владислав Ходасевич, Марина Цветаева, Илья Эренбург, Александр Керенский и другие писатели, музыканты, художники и политические деятели.
После оккупации Франции нацистами евреи Цетлины уехали в США, где Михаил Цетлин умер в 1945 году. С собой они вывезли крупную коллекцию произведений искусства: работы Натальи Гончаровой, Леона Бакста, Петра Кончаловского, Михаила Ларионова, Александра Бенуа. Были там и четыре картины Валентина Серова, в том числе и портрет Марии.
В 1959 году, как и многие другие американские евреи, Мария Цетлина, движимая желанием помочь вновь созданному государству Израиль, передала большую часть своей коллекции в музей города Рамат Ган близ Тель-Авива.
Музей находится не в лучшем состоянии, и в поиске средств на ремонт здания мэрия Рамат Гана приняла решение продать одну из работ.
Предварительная доаукционная оценка портрета Марии Цетлиной составляла 1,5-2,5 млн. фунтов. Стечение ряда факторов: ни на каких аукционах картина эта прежде не выставлялась, появление ее на рынке было почти случайным, к тому же она имела безукоризненный провенанс – и привело, по мнению экспертов, к столь существенному взлету продажной цены по сравнению с предварительной оценкой.
Скандал
Продажа одной работы для блага коллекции в целом – правильное решение
Такого успеха в Израиле никто не ожидал. Однако безудержная радость городских властей сильно смазана разворачивающимся вокруг продажи «Портрета Цетлиной» скандалом. Группа русских депутатов кнессета обвинила власти Рамат Гана в «разбазаривании» культурного достояния.
Мэрия города и руководство музея будто ожидали подобного развития событий.
«Свыше полувека назад муниципалитет Рамат Гана пообещал семье Цетлиных, что их коллекция будет содержаться в таких условиях, которые обеспечат ее достойное место в культурной жизни города, — обосновывали еще до аукциона свое решение вице-мэр города Моше Абрамович и Главный куратор музея Меир Аронзон. – […] Продажа одной работы для блага коллекции в целом – правильное решение. Выручка от продажи пойдет на улучшение условий содержания коллекции, расширение выставочного пространства и будет способствовать развитию культурного и художественного будущего Рамат Гана».
Масла в огонь подливает анонимность покупателя, что в стране, предельно болезненно относящейся к любым возможным проявлениям коррупции, дает основание усомниться в чистоте сделки. Дело передано на рассмотрение государственного контролера Израиля, и через несколько дней должно начаться парламентское расследование.
Так никогда не пользовавшаяся широкой известностью работа Серова стала не только рекордсменом русских торгов в Лондоне, но и предметом скандала в Израиле, причем на государственном уровне.
Провал?
Рынок произведений искусства – рынок психологический, и трудно было ожидать, что случившееся за несколько месяцев снижение курса рубля на 30% не скажется на уровне продаж
Впрочем, если вынести рекорд с картиной Серова за скобки, результаты остальных торгов находятся более чем на скромном уровне. Из почти 1300 лотов, выставленных на продажу, своих покупателей нашли менее половины – 47%. Такого неутешительного результата не было с осени 2008 года, в самый разгар экономического кризиса.
Общий объем продаж – 40,5 млн. фунтов – сократился на 37% по сравнению с предыдущими торгами летом нынешнего года.
Главная причина такого результата, по мнению экспертов, растущая экономическая нестабильность в России, вызванная введенными против страны санкциями, падением курса рубля и снижением цен на нефть.
«Количество приехавших на аукцион не снизилось, на предаукционных просмотрах от гостей было не протолкнуться. Просто у людей меньше денег. Рынок произведений искусства – рынок во многом психологический, и трудно было ожидать, что случившееся за несколько месяцев снижение курса рубля на 30% не скажется на уровне продаж», — говорит давно следящий за аукционами русского искусства эксперт Саймон Хьюитт.
Традиционно произведения русского искусства, выставляемые на торги, разделяются на четыре категории: реалистическая живопись, иконы, предметы прикладного искусства и современное искусство.
В наименьшей степени пострадало от снижения спроса традиционно популярное среди покупателей реалистическое искусство: все десять наиболее успешно проданных лотов: от рекордного портрета Серова до картины Петра Верещагина «Вид Тифлиса» (459 тыс. фунтов) — относятся именно к этой категории и укладываются примерно в столетие от середины XIX до середины XX века.
Наибольшее падение спроса отмечено на рынке икон. Главная причина, по мнению экспертов, — исчерпанность рынка. Из года в год выдающихся работ в этой области становится все меньше и меньше.
Наметившийся несколько лет назад всплеск интереса к современному искусству тоже не оправдал инвестиционных ожиданий. Чуть ли не единственное исключение в этой области – успех работы скончавшегося в прошлом году петербургского художника Георгия Гурьянова, проданной на Sotheby’s за 122 тыс. фунтов.
Выставки
На этом в целом довольно блеклом фоне особенно ярко выглядело приуроченное к торгам открытие выставки «Постпоп: Восток встречается с Западом». Живущий в Лондоне коллекционер советского нон-конформизма и постсоветского искусства Игорь Цуканов наладил прочное сотрудничество с галереей Saatchi — одной из самых престижных и авторитетных институций современного искусства в мире.
Советский соц-арт – ироничный постмодернистский гибрид поп-арта и соцреализма – возник как прямая реакция на американский поп-арт. Если Энди Уорхол и Рой Лихтенстайн своим искусством реагировали на засилье рекламы и консюмеризма, то Виталий Комар и Александр Меламид, Леонид Соков и Александр Косолапов реагировали на засилье идеологии и пропаганды.
Параллели между двумя течениями очевидны, идея выставки лежала на поверхности, и удивительно, что до сих пор никто ее не осуществил. Впервые собранные в одном выставочном пространстве лучшие образцы поп-арта и соц-арта вместе с лучшими примерами появившегося чуть позже так называемого «политического искусства» из Китая наглядно и ярко выявили при всей разности материала единство языка и метода, которыми пользуются художники.
Еще одно случившееся в эти дни событие требует упоминания. Еще летом, во время предыдущей «Недели русского искусства», как стали называть этот кластер арт-событий вокруг аукционов, в Лондон с новой инициативой приехал известный московский коллекционер и галерист Максим Боксер.
Несмотря на обилие, а, по мнению некоторых, даже переизбыток русских аукционов в Лондоне, несмотря на совершенно очевидно неблагоприятную рыночную конъюнктуру, он решил устроить еще один. Опыта в аукционном деле Боксеру не занимать: еще в 1991 году он основал в Москве Alfa Art, первый аукцион современного российского искусства.
Подход его, впрочем, принципиально отличается от того, как строят свое дело традиционные аукционные дома. Боксер привозит в Лондон относительно небольшие тематические выставки современного российского искусства.
Весной темой был «Космизм», осенью – «Метафизика». Выставки прекрасно подобранные, с точки зрения художественной очень интересные и завершаются они аукционом.
И хотя, в отличие от других торгов, оборот второго аукциона Максима Боксера по сравнению с первым пусть и незначительно, но вырос, тягаться с более известными конкурентами ни по обороту, ни по рекордным ценам ему пока еще рано.
Но как бы то ни было, жизнь русского искусства пополнилась еще одним интересным событием.