Коллапс государства в украинской республике не мог остаться незамеченным среди союзников России по Евразийскому Союзу.
Белоруссия и Казахстан были вынуждены самоопределяться, потому что Россия входит в фазу принятия исторических решений о собственной субъектности. Глобальный мир стремительно интегрируется в военно-экономические союзы и конфедерации, от выбора союзника будет зависеть дальнейшая судьба любого государства. Ко всему прочему и Минск, и Астана связаны с Москвой обязательствами военно-технического (ОДКБ), торгового (Таможенный Союз) и экономического (Евразийский экономический Союз) характера. Экономики управляются коллегиальным органом — «Евразийской экономической комиссией».
Причем среди союзников именно у Белоруссии наиболее глубокая степень интеграции и союза с Россией.
Поэтому если Первый президент Казахстана перевел политическую систему в мобилизационный режим [С. Уралов Союзная повестка: выводы-Казахстан], то белорусский глава государства может позволить пойти еще дальше. Возможности, заложенные в Союзном государстве РФ и РБ, позволяют белорусской стороне поддерживать Россию вопреки международному давлению США и ЕС.
Внутриполитические выводы
О причинах краха государства и возникновения Евромайдана Александр Лукашенковысказался вскоре после бегства Виктора Януковича из республики.
Главный вывод — причиной бунта, как начальной точки гибели государства, сталакоррупционная социально-экономическая модель Украины. Сращение частного капитала и государственной власти может погубить любую республику.
Нынешнюю Белоруссию, где вопросы законности и жёстких мер наведения порядка всегда стояли на первом плане, сравнивать с Украиной, конечно же, неверно. Но при этом надо помнить, что всего 20 лет назад обе республики были идентичны с точки зрения дееспособности государства, эффективности экономики и социальной справедливости.
Крах государства в украинской республике — это результат стремительной деградации, которая особенно ускорилась после «оранжевой революции» 2004 года. Поэтому на украинском кризисе, конечно же, стоит учиться всем в Евразии.
Интересно, что как раз в вопросах более жёстких мер, государство в Белоруссии располагает большими возможностями, чем в самой России.
Скорее всего, в ближайшее время мы сможем увидеть ещё более жесткие антикоррупционные действия в республике. Ко всему прочему, в РБ недавно прошли выборы депутатов местных советов, а любые выборы это всегда отличный повод провести кадровые ротации и устроить показательные антикоррупционные рейды как в органах власти, так и на госпредприятиях.
Внутриполитические процессы, наметившиеся в России, будут происходить в Белоруссии с ещё большей интенсивностью. Так, если в экономике России наблюдается переформатирование отраслей в пользу внутреннего рынка, то в Белоруссии эти же процессы прошли на несколько лет раньше.
Причем, в РБ в отличие, например, от Украины перевод экономики и политической системы в мобилизационный режим неизбежно будет синхронизироваться с аналогичными процессами в России. По крайней мере об этом белорусский глава государства говорит прямо.
Союзные выводы
Однако если в самой Белоруссии удастся мобилизовать государственный аппарат, экономику и общество, но аналогичные процессы не произойдут в России, то кризис, схожий с украинским, может накрыть всё союзное государство.
Причём главная угроза исходит от излишней интеграции экономики России в глобальный рынок. И даже не столько интеграция, сколько, закрепление в нише обмена минеральных ресурсов на валюту. Действительно, если и дальше полагаться преимущественно на внешние рынки, то рано или поздно можно превратиться в «бензоколонку с ракетами», как презрительно назвал Россию сенатор Маккейн.
Поэтому вопрос формирования полноценного внутреннего рынка и интенсивная евразийская интеграция на уровне регионов и производств — это единственный шанс не только сохраниться в глобальном финансовом кризисе, но и стать единственным островком стабильности. Стабильности, межнационального согласия, порядка и законности, которые через 5 лет будут цениться в мире гораздо больше, нежели либерализм, права сексуальных меньшинств и доступные кредиты. И у России с союзниками есть шанс стать такимконсервативным бастионом 21 века.
Однако, для достижения этих целей необходима соответствующая социально-экономическая модель государства. И соответствующее такому государство общество.
Ровно об этом говорил на встрече с губернатором Калужской области белорусский глава государства.
Действительно, экономические санкции США и ЕС в отношении России это дополнительный стимул для интенсивной интеграции в Союз. Единственный правильный ответ на любое экономическое давление это межрегиональная интеграция, восстановление реальной экономики и минимальная включенность в мировую финансовую систему.
Причём самым эффективным будут союзные действия Москвы, Минска и Астаны. Если антикоррупционная кампания начнется среди союзников одновременно, то её эффект возрастет в разы. Так же, как, например, если курс на государственные корпорации, который взяли и в России, и в Белоруссии, и в Казахстане, логически превратится в курс на аналогичные союзные корпорации, то изменить структуру экономики будет значительно проще. И главное — быстрее.
Наступает время когда каждый союзник должен действовать не столько в своих, сколько в союзных интересах. Потому что сегодня минский инженер, карагандинский металлург и новосибирский ученый зависят друг от друга не меньше, чем Владимир Путин от Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева. Мир вошел в стадию турбулентности, Ялтинское мироустройство стремительно рушится — и от правильного выбора союзников будет зависеть собственная судьба.
В общем, всё как у Высоцкого: «Сегодня мой друг защищает мне спину, а значит — и шансы равны».