Как снимают самое популярное политическое ток-шоу России
До прямого эфира всего полчаса, а в съемочном павильоне недалеко от станции метро «Белорусская» ничего похожего на суету и волнение. Уборщица беззвучно полирует пол в полумраке студии, за пультом с множеством кнопочек молодой человек задумчиво жует пирожок. А где же снующие ассистенты, роняющие кипы бумаг? Где отважный режиссер, благодаря которому все получится как надо, но в самую последнюю секунду? И почему валерьянкой не пахнет?
— Прямой эфир — это, конечно, всегда волнительно, — уверяет исполнительный продюсер Александр Рыбин, ставший для журнала «Телепрограмма» Вергилием в закулисье «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым». — Просто это не всегда заметно.
|
Нескучная политика
Популярность ток-шоу Владимира Соловьева на канале «Россия 1» несколько парадоксальна. Программа идет поздним вечером в воскресенье (а еще по четвергам, только тогда из названия исчезает слово «воскресный»), говорят там про политику, а не про звезд эстрады. А люди смотрят во все глаза, даром что утром на работу. Выходит, зря считается, что нашим зрителям подавай что попроще.
|
Над ток-шоу работают около 60 человек. И никто из них, от руководителя до осветителя, в день эфира не скажет вам наверняка, о чем же будет говорить Соловьев вечером. Потому что это всегда самая актуальная тема в стране. А повестка дня, как вы сами знаете, иногда меняется очень стремительно.
— Все может измениться в последний момент, — рассказывает Александр Рыбин. — Бывало, что новую тему мы готовили всего за два часа до эфира.
|
Новая тема — это значит, что нужно срочно найти и уговорить приехать в студию гостей, способных компетентно рассуждать по конкретным вопросам. Проработать общую концепцию, решить, как и о чем будет говорить ведущий. В общем, без крепких нервов в этой команде точно не продержишься.
Но в день нашего визита обошлось без форс-мажора. Минут за пятнадцать до эфира в студии включают свет. Подиум ведущего и стойки для спикеров тут же занимают неизвестные мужчины невозмутимого вида, которые застывают на месте как манекены. Это статисты — по их лицам операторы и осветители выставляют свет и камеры. А камер, кстати, что-то не видно.
— У нас в кадре, как вы помните, показывают всю студию целиком — круговой панорамой, — объясняет генеральный продюсер программы Марго Кржижевская. — Поэтому камеры спрятаны в определенных местах за оргстеклом — иначе они портили бы картинку. А так они незаметны для зрителя.
|
Говорят, когда студию изготовили в соответствии с проектом дизайнера, выяснилось, что собрать элементы воедино не получается. Студия оказалась чуть больше, чем съемочный павильон, — дизайнер в порыве вдохновения движением мышки случайно расширил компьютерную 3D-модель. Пришлось на месте отпиливать ненужное. И ничего, все получилось как надо.
Как попасть на съемки
Тем временем у гардероба выстроилась очередь: пришли зрители, которые вот-вот займут места на трибуне в студии.
— Недавно выхожу из подъезда, — негромко рассказывает женщина в строгом черном костюме и с пальто наперевес другой даме. — А мне навстречу соседка, представляете?
|
Дама кивает, но, кажется, не понимает, что же такого удивительного в соседке.
— И спрашивает: «Где я вас могла видеть совсем недавно?» А потом вспомнила: «А-а, по телевизору!»
Случайных зрителей в студии не бывает. В первую очередь редактор по публике отдает предпочтение тем, кто интересуется политикой. Многие приходят не в первый раз, забегают студенты — будущие политологи. В общем, если надо, эти зрители могут и дискуссию по теме на должном уровне поддержать, а не просто аплодировать по команде, как в некоторых других передачах. Тем не менее шанс стать зрителем есть у всех: достаточно заполнить анкету на сайте vsoloviev.ru/contacts.
До эфира — считанные минуты. В студию входят гости: депутаты Госдумы Сергей Миронов и Геннадий Зюганов, вице-спикер Госдумы Александр Жуков… Владимир Жириновский, за годы ставший прямо-таки талисманом программ Соловьева, конечно, тоже пришел. Их окружают гримеры — немного пудры не помешает даже мужчинам, чтобы лица в кадре не блестели. Техники прикрепляют каждому по два микрофона — если вдруг откажет один, сработает другой. Появляется Владимир Соловьев, отпускает пару шуток, все улыбаются. По-прежнему никакого напряжения в воздухе. Ну не чужие ведь люди — бывали тут уже десятки раз.
Наконец режиссер командует: «Мотор!»
«Центр управления» программы — аппаратная, расположенная этажом выше: сидя перед десятком мониторов, за происходящим следят режиссер, руководитель программы, редактор титров и другие специалисты.
|
«Красной кнопки у нас нет»
В ухе у Владимира Соловьева — наушник, невидимый зрителям. Он опытнейший ведущий, сторонняя помощь ему вряд ли нужна. Связь с ним необходима режиссеру и руководителю программы на тот случай, если за время эфира в стране и мире произойдет нечто, что может повлиять на ход ток-шоу. Специальный человек все время, пока идет эфир, непрерывно сканирует новостные ленты: если попадется что-то объективно интересное по теме выпуска, Владимир Соловьев узнает об этом немедленно.
Как правило, в студии одновременно находятся восемь спикеров. Но за все время программы их бывает гораздо больше. Гости меняются в рекламных паузах: одних людей провожают, других приглашают, меняют стакан с водой, крепят микрофоны. И все это за пару минут.
И все-таки почему программа так популярна? Тут гости не дрались ни разу. Даже Жириновский держит себя в рамках исключительной политкорректности.
— Потому что программу ведет Владимир Соловьев, — считает генпродюсер Марго Кржижевская. — Он на сегодня лучший ведущий программ о политике. «Вечер…» — программа не скандальная, не ругательная, она информационно-дискуссионная. Здесь всегда предоставляется слово гостям, ведущий на них не давит. Конечно, есть такие «шоумены», как Владимир Жириновский, которые говорят образно и красиво. Но нашу программу смотрят, даже когда нет таких ярких спикеров. Еще один секрет нашей программы — наш руководитель Гаянэ Амбарцумян. Иногда кажется, что она знает все и про всех. У нас регулярно появляются новые спикеры, которые потом появляются на других каналах. Их всех находит Гаянэ.
— В последнее время у вас много политиков с Украины, оппозиционных к нынешним киевским властям. У них не бывает потом проблем на родине?
— Не помним такого, чтобы они уехали домой и неизвестно куда пропали. Потому что мы даже здесь не даем им говорить откровенно ругательно.
— Но ведь это прямой эфир. А вдруг кто-нибудь в запале дискуссии как залепит… Не дай бог выматерится.
— Ничего подобного у нас до сих пор не было. Все-таки к нам ходят серьезные люди. Тем не менее страшно, конечно, — даже не буду скрывать. Но никакой «красной кнопки», чтобы немедленно вырубить эфир, у нас нет.
Прямая речь
Владимир СОЛОВЬЕВ: Спрашиваю жестко, но «желтить» не буду никогда
До эфира минут десять, а ведущий преспокойно согласился ответить на вопросы журнала «Телепрограмма». Мы в его гримерке — тут гладильная доска с утюгом, стойка с костюмами.
— Когда вы в последний раз волновались во время прямого эфира?
— Никогда — это моя психологическая особенность. Страшно волновался пару раз, когда мне надо было петь. Я тогда был молод и глуп, мне почему-то казалось, что у меня красивый тембр и надо непременно петь. Я вышел, в зале было человек двести… Тогда я понял, что петь — это волнительно, пою я плохо и вдобавок за это не платят. А когда надо говорить, мне совершенно не важно, какая аудитория и прямой ли это эфир.
— Бывает, что вы злитесь на гостей? Когда, может, говорят не то?
— Нет. Я их слушаю и даю им раскрыться. В этом разница.
— А если двое говорят одновременно?
— Но у меня же два уха. По крайней мере я могу услышать информацию, идущую с двух сторон. Плохо, когда скучно. Когда все говорят одновременно и ничего нельзя понять, это, конечно, минус. Зато вы видите реальную эмоцию, их культуру, отношение друг к другу, умение выстраивать диалог — в этом плюс.
— Как вы настраиваетесь на эфир? Стараетесь побыть в одиночестве, произносите особую мантру?
— Ничего такого нет. У меня переход из состояния подготовки в состояние работы происходит по команде «мотор!».
— Многие спикеры ходят к вам из года в год. Вы поддерживаете с кем-то из них дружеские отношения?
— Со всеми. Я их всех очень уважаю — они у меня в гостях, поэтому не позволяю оскорбительных выражений в их адрес. Я могу задать сколь угодно жесткий вопрос, но это никогда не будет хамский вопрос. Я буду спрашивать о политике, но никогда не буду «желтить».
— При этом вы ведь не скрываете свою политическую позицию?
— Я могу высказать моральную оценку определенного события. Но мои политические взгляды я не афиширую. Люди ведь смотрят передачи не для того, чтобы узнать мои воззрения, а чтобы увидеть и услышать моих гостей.
— Что вы чувствуете после эфира? Прилив энергии? Опустошение?
— Вот вам анекдот:
«-Ворона, — говорит орел, — пойдем вместе полетаем.
— Давай.
Орел сделал два маха крыльями — гигантское пространство покрыто. А ворона летит-летит-летит — выдохлась.
— Орел, ты не устал?!
— Когда я парю, я отдыхаю…»
Я в эфире живу и получаю от этого колоссальное удовольствие. Я не чувствую усталости. Для меня это смысл того, что я делаю. Это большая радость, высокая честь и счастье.
— Все в команде «Вечера…» в один голос говорят, что залог успеха вашей программы — это ведущий. А как думаете вы?
— Гаянэ Самсоновна Амбарцумян (руководитель программы. — Авт.) придумала идеальный формат. Люди чувствуют, как возникает интрига общения. На их глазах происходит сеанс магии и ее разоблачения. Мои гости говорят не словами своих спичрайтеров — их домашних заготовок хватит на 20 секунд. Люди вынуждены общаться в неудобных условиях. Они у нас живые! И вот эта возможность увидеть политика живым, а не глянцевую картинку, которую он обычно несет в массы, как раз и подкупает.
— Кто выбирает для вас эфирные костюмы?
— Я все придумываю сам. Но у нас в команде есть Олеся — человек фантастически немногословный. Мы работаем вместе уже лет десять, и за это время она произнесла в общей сложности слов двадцать. Она просто внимательно так на меня смотрит, и если ее губа дергается, я понимаю: нет, в этом сниматься нельзя. Вот и весь «фэшн-консалтинг».
«Вечер с Владимиром Соловьевым». По четвергам/22.50, Россия 1.
«Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» По воскресеньям/22.00, Россия 1.