Чтобы понять, как молодой мужчина справляется с хозяйством, корреспонденты «КП» провели с ним целый день [фоторепортаж]
Старшему сыну Сергея Белоусова всего 9 лет, младшему недавно исполнилось два.
И если бы история звучала так: «Мать спилась, отец не выдержал и сдал малышню в детдом», я бы не удивилась. Но он честно тащит на себе всех пятерых. Успевает и работать, и борщи варить, и колготки детские стирать. Да как это вообще возможно? Едем в гости — в село Николаевка Бирского района Башкирии. Тем более скоро 23 февраля, поздравим настоящего мужчину.
Микроволновка как предмет роскоши
Суббота – единственный день, когда собирается вся семья: отец работает в охране на заводе сутки через трое, а 9-летний Валера и 6-летний Сережа учатся в Бирске в интернате. 5-летняя Ксюша и 3-летняя Варя ходят в детсад. 2-летний Гордей сидит дома.
Белоусов-старший только с дежурства. Встречает нас у ворот. Каждый жест отца ловят в окне пять пар внимательных глазенок. Соскучились. Хибарка у Белоусовых небольшая – всего одна комната, перегороженная шкафами. Греть выпечку, которую мы привезли как гостинец, негде: микроволновка для Белоусовых пока, увы, роскошь.
Ставлю чайник. Мою в ледяной воде под умывальником шесть кружек — горячей воды тут нет.
— На горячее вари сардельки, — по-свойски командует Сергей, — сахар клади сразу и размешай. Куда кружки потащила?! Нужно остудить. А потом выталкивает меня из кухни и раздевается по пояс. Оказывается, здесь еще и ванная.
Жену спасти не смог
Будущую жену Сергей встретил в 23 года. Закрутилась любовь, народились двое пацанят. Идиллию разрушило пьянство жены.
— Я уезжал в командировки, а она пила, — вздыхает Сергей. — Детей даже кормить забывала. Сереже было всего два месяца, когда он остался без глаза: мамаша потащила его на пляж, и пока квасила, кто-то его укусил. Зрение уже не восстановить. Сергей боролся за жену, как мог, но не помогли ни врачи, ни дети, которых, когда они расстались, было уже пятеро.
— Какать, — прерывает исповедь малыш Гордей. Сергей ловко уносит сына на кухню на горшок.
Пять курток, пять шапок…
Собраться на прогулку – целая эпопея. Ищу пять пар обуви, пять пар носков. Штаны, кофты, куртки и шапки вырастают передо мной на кровати многорукой гидрой…
-Это не моя курточка – моя розовая, — лопочет Варя.
На помощь приходит Сергей, он с проворством фокусника находит нужные одежки и наряжает непосед.
— А у меня замок заело, — канючит Ксюша.
— А у меня сопельки, — не отстает Варя.
Я уже в мыле: ох, как бы до вечера дожить? Слава богу, хоть мальчишки сами оделись.
На улице веселье продолжается. Валерка катится с горки на каталке. Сережка летит в сугроб через голову.
Я не успеваю зажмуриваться от ужаса – уследить за всеми невозможно.
Потом выясняется, что Варя забыла варежки. А Ксюше снег в валенки попал. Сережа задумал кувыркаться в овраг…
— Пойдем траншею рыть? – тянет меня за рукав Валерка.
Вместо ответа без сил опускаюсь на снег.
— Что, умаялась? – смеется Сергей.
На ремонт нет денег
Снова ставлю чайник, мою гору кружек. Разношу. Жуем. Убираю. Чувствую себя белкой в колесе. Очень уставшей белкой. Потом посчитала – одних чашек за день я перемыла 25…
Детей к хозяйству Сергей пока не привлекает. Только Валерка на правах старшего управляется с пылесосом. Отодвигает мебель и засасывает осыпающуюся со стен штукатурку: мать оставила после себя кредитов на 10 тысяч, денег на ремонт пока не хватает.
Экономика Белоусовых печальна: 20 тысяч зарплаты, плюс 10 тысяч пособий. Итого 30 на шесть ртов. Это даже не прожиточный минимум. Четыре тысячи приходится приплачивать няне (точнее — своей сестре), четыре уходит на электричество (в подполе день и ночь работают три калорифера, иначе дом не обогреть). То, что остается, семья просто проедает.
«Подумаешь – суп сварить!»
Когда Сергей уходит работать на сутки, домовничает старшая сестра с сыном: нянчится с Гордейкой, забирает девочек из детсада. За сутки эта компания съедает пятилитровую кастрюлю супа, сваренную Серегой накануне.
— Подумаешь – суп сварить, — улыбается отец-одиночка.
— Основные ингредиенты знаю, а все остальное – импровизация. Мясо готовить любой мужчина умеет. Да я даже манку варю без комочков! А на ужин, кстати, будут манты.
Эх, Серега! Тебе бы блог вести в интернете для городских изнеженных джентльменов.
Продуктов уходит прорва.
— Стараюсь оптом брать: макароны, гречку – по пять кило, сахара – 10 кило, окорочков – сразу коробку.
Трехлитровой банки молока на два дня хватает, булочек беру сразу десяток, — перечисляет Сергей. – Стирка тоже ерунда – машинку зарядил и привет.
«Хочу еще двоих»
После ужина ребятня устраивается на ночевку. Четверо старших укладываются поперек дивана, иначе не поместиться. У Валерки, конечно, свисают ноги, но он обещает их подогнуть.
— Ох, и тяжело с пятью детьми, — выдыхаю за чашкой чая.
За всей этой круговертью я даже про еду позабыла.
-Это поначалу. Потом привыкаешь. Еще двоих хочу, — мечтательно говорит Сергей.
А я молча на него таращусь: во дает!
— Я на себе крест не ставил – мне всего 33. Да и детям мама нужна, — грустно улыбается он.
ЗВОНОК В СЕЛЬСОВЕТ
— В 2011 году мы могли выделить Белоусову по программе беспроцентный заем на строительство дома — 300 тысяч рублей с рассрочкой на пять лет, — говорят в сельсовете. — Он отказался. По закону, мы должны выделить семье жилье, но свободного муниципального жилья нет, все квартиры приватизированы.
Сейчас они стоят на очереди как нуждающиеся.
КОМПЕТЕНТНО
Наталья Абысова, психолог:
— Мужчины настроены на социум, действие. Дом, дети, хозяйство — это все-таки женская забота. Мужчине в такой обстановке тяжело, долго замыкаться на детях он не может. Женщина в доме просто необходима: она дает детям ласку и тепло, на мир смотрит по-другому. Все это мужчина детям дать не сможет, как бы он ни старался. Но из любых правил бывают исключения. И Сергей – настоящий герой!
Источник: http://fishki.net/1439716-33-letnij-zhitel-bashkirii-v-odinochku-vospityvaet-pjateryh-detej.html