Кадры века: 13 фотографий, за которыми стоит история столетия

0
481
Загрузка...

Фотографы могут сделать то, что неподвластно ни одному кинооператору, художнику или журналисту: запечатлеть на вечную память те доли секунды, которые потрясли или перевернули это мир.

Культовые фотографии лучше любого учебника истории могут рассказать о самом главном в нашем прошлом, будь то историческое событие, научное открытие или технический прогресс.

BIGPIC121

iconicphotos01 Кадры века

1. Первая леди интернета

В 1973 году группа ученых из Университета Южной Калифорнии искала тестовое фото с хорошим динамическим диапазоном для исследования цифрового сжатия изображений. Свой выбор они остановили на девушке месяца из ноябрьского выпуска Playboy, который лежал в лаборатории. Один из исследователей, Александр Савчук, отсканировал фрагмент постера с разрешением 100 линий на дюйм. Получилось изображение формата 512 на 512 точек. Файл был назван по имени модели — Lenna.

Постепенно Lenna стала промышленным стандартом отрасли и до сих пор используется в научных работах для проверки и иллюстрации алгоритмов обработки изображений (сжатия, шумоподавления и т. д.). Это же изображение было впервые передано цифровым способом в сети ARPANET, явившейся прототипом современного интернета.

Playboy поначалу грозил подать в суд за несанкционированное использование фотографии, но затем изменил свое решение, наоборот, рассказывая в своей рекламе об этом событии. Стоит отметить, что ноябрьский выпуск в итоге стал самым продаваемым в истории журнала. Журнал с «первой леди интернета» разошелся тиражом в 7 161 561 экземляров.

iconicphotos02 Кадры века

2.

iconicphotos03 Кадры века

3. Нубийские борцы

Нуба или «люди холмов» — общее название народностей, проживающих на границе Судана и Южного Судана в Нубийских горах. В 1947 фотограф Джордж Роджер и его жена, путешествуя по Африке по заданию National Geographic, узнали о нуба, которые жили также, как и их предки тысячу лет назад. Роджер получил разрешение от суданского правительства задокументировать жизнь племени. В 1949 году пара фотографов стала первыми, кто сфотографировал жизнь и обычаи этих «людей холмов».

Среди их фотографий много постановочных снимков, но самыми известными стали документальные фото со спортивных мероприятий, племенных церемоний и танцев нуба. Опубликованная в 1952 году в National Geographic фотография борцов получила наибольшую известность. Она появилась везде: на открытках и в учебниках. На протяжении многих лет именно таким был портрет Африки.

iconicphotos04 Кадры века

4. Прыжок к свободе

15 августа 1961 года. 19-летний унтер-офицер ГДР Ханс Конрад Шуман был направлен на перекресток улиц Ruppiner Straße и Bernauer Straße охранять начатое двумя днями ранее строительство Берлинской стены. На этом этапе Стена была всего лишь забором из колючей проволоки. Под предлогом проверки заграждения Шуман примял проволоку в одном месте ногой. Его действия привлекли внимание и с западной стороны ему закричали: «Перепрыгивай!», а подъехавшая полицейская машина остановилась в 10 метрах и открыла дверь, ожидая его.

19-летний фотограф Петер Ляйбинг, командированный к стене с со стороны ФРГ, полтора часа следил за нервничающим солдатом. «Я не сводил с него глаз больше часа. У меня было чувство, что он собирается прыгнуть. Это был своего рода инстинкт. … Я научился это делать на скаковом дерби в Гамбурге. Нужно сделать фото в тот момент, когда лошадь оторвется от земли, но до того, как она пересечет барьер. … И этот момент пришел. Я нажал кнопку затвора, все было кончено».

Фотография Ляйбинга выиграл Overseas Press Club award в номинации «Лучшая фотография» 1961 года. Конрад Шуман поселился в Западном Берлине. После падения Стены, он перебрался в родную Баварию. Но родители, братья и сестры избегали Конрада, осуждая его поступок. Терзаемый депрессией Ханс Конрад Шуман 20 июня 1998 года повесился в саду своего дома.

iconicphotos05 Кадры века

5. Королева Елизавета II

В марте 2007 Энни Лейбовиц — известный американский фотограф, специализирующийся на портретах знаменитостей, — сделала несколько портретов королевы Великобритании Елизаветы II. На снимке, показанном выше, королева, одетая в бело-золотое вечернее платье, меховую накидку и бриллиантовую диадему сидит в Белой гостиной Букингемского дворца. Источником вдохновения Энни Лейбовиц стала картина «Королева Шарлотта» Томаса Гейнсборо, выставленная в Национальной галерее.

Лейбовиц вспоминает о съемках так. «Она (королева) вошла в комнату так быстро, насколько позволяли ей ее тяжелые регалии, и проворчала: „Почему я должна носить все эти тяжелые одежды в середине дня?!“ А я просто восхищалась ей».

iconicphotos06 Кадры века

6. Титаник

«Титаник» — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн» был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харленд энд Вольф» в Северной Ирландии и спущен на воду 31 мая 1911 года. Корабль считался непотопляемым. И когда «Нью-Йорк Таймс» вышел с заголовком «Катастрофа на Титанике» — это была сенсация. Остальные газеты, опираясь на сведения судостроительной компании «Уайт Стар Лайн», говорили о «некоторых проблемах после столкновения с айсбергом».

Нед Парфетт, 15-летний юноша на фотографии, продает газету рядом с Океаник Хаус, в котором располагался офис «Уайт Стар Лайн».

iconicphotos07 Кадры века

7. Обними «худи»

Не секрет, что в Соединенном Королевстве установлено большое количество уличных видеокамер. Поэтому «униформой» молодых правонарушителей стала толстовка с капюшоном (hoddie), позволяющая спрятать лицо. В 2006–2007 гг. она даже стала политическим символом.

После введения в 2006-м году ограничений на ношение этой одежды Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии, выступил с речью в «Центре социальной справедливости Йана Дункана Смита» и рассказал о своем видении проблемы.

Хотя в речи Дэвида Кэмерона нигде не говорилось об объятиях, эта часть кампании будущего премьер-министра была названа «Обними „худи“». В 2007-м году Кэмерон посетил одно из самых неблагополучных поместий Манчестера. На фотографии семнадцатилетний Райан Флоренци «стреляет» в лидера партии, чтобы произвести впечатление на друзей.

iconicphotos08 Кадры века

8. Норд-Ост

23 октября 2002 года группа вооружённых боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила здание Дома культуры ОАО «Московский подшипник» в котором шел мюзикл «Норд-Ост». Противостояние спецслужб и террористов длилось три дня. 26 октября через вентиляцию в здание стали закачивать усыпляющий газ. Специалисты полагают, что это было боевое отравляющее вещество на основе фентанила, однако точный состав газа оставался неизвестным, в том числе и спасавшим заложников медикам.

В результате террористического акта по официальным данным погибли 130 человек, в том числе 10 детей. Из числа погибших заложников 5 человек были застрелены до штурма, остальные скончались уже после освобождения в результате отравляющего действия газа. Хотя присутствие прессы на месте событий было ограничено, фотографу Sunday Telegraph Джастину Сатклиффу удалось сделать снимок освобожденной женщины, находившейся без сознания в автобусе сразу после штурма Театрального центра.

Фотография получила премию World Press Photo 2003 года. Журналисты Sunday Telegraph пытались узнать судьбу женщины с фотографии. К сожалению, неизвестно, чем закончились эти поиски.

iconicphotos09 Кадры века

9. Джесси Оуэнс

XI Летние Олимпийские игры проводились в Берлине с 1 по 16 августа 1936 года. Гитлер использовал эти игры в качестве пропагандистского инструмента. Открытие Олимпиады впервые транслировалось по телевидению в прямом эфире, олимпийские соревнования стали материалом для создания фильма Лени Рифеншталь «Олимпия». Однако, нацисты не могли управлять результатами игр. И 4 золотые медали американского чернокожего спортсмена Джесси Оуэнса здорово подвергали сомнению теорию Гитлера о расовом превосходстве.

iconicphotos10 Кадры века

10. Теннисистка

Если бы один снимок мог наглядно передать дух сексуального раскрепощения в Англии 70-хгодов, это была бы фотография «Теннисистка» Мартина Эллиотта.
Фото было сделано в начале сентября 1976 года. В кадре Фиона Батлер — на тот момент восемнадцатилетняя подружка Эллиотта. Сам снимок был сделан не случайно, Мартин Элиотт попросил свою девушку, ранее не игравшую в теннис, переодеться в форму и попозировать ему на корте. Во время съемок модель приподняла юбку, чтобы было видно, что на ней нет нижнего белья. Снимок, достаточно обычный по сегодняшним меркам, вызвал бурю эмоций, когда арт-ритейлер Athena выпустил его в качестве части календаря, приуроченного к серебряному юбилею Елизаветы II. В итоге календарь разошелся тиражом более чем два миллиона экземпляров.

Фото принесло богатство Мартину Элиотту. Фиона Батлер, которая не получила никаких отчислений от продаж календаря, в конце концов, вышла замуж за миллионера, и заявила, что нисколько не стесняется той фотосессии и не сожалеет о том, что не получала денег. Сюжет фотографии вошел в историю и неоднократно использовался и обыгрывался разными авторами.

iconicphotos11 Кадры века

11. Заголовки газет после 22 ноября 1963 года

Карл Майданс 36 лет проработал в журнале LIFE. Он был штатным фотографом весь тот период, когда журнал выходил еженедельно (с 1936 до 1972 гг). На его снимках были запечатлены сцены наказания француженок, сотрудничавших с нацистами; освобождение пленных из лагеря Санто-Томас; капитуляции Японии на борту линкора «Миссури»; землятресение в японском Фукуи в 1948. Снимок выше был сделан в поезде до Стэмфорда, штат Коннектикут, на следующий день после убийства Джона Кеннеди.

iconicphotos12 Кадры века

12. Альфред Крупп

По заданию редакции NEWSWEEK Арнольд Ньюман связался с известным промышленником Альфредом Круппом. Кроме того, что Альфред Крупп был известен как бизнесмен, за ним шла слава военного преступника, использовавшего рабский труд для производства оружия для нацистов.

Узнав, что Ньюман еврей, Крупп отказал в съемке, однако Ньюман настоял, чтобы Крупп хотя бы посмотрел его портфолио, перед тем как принять окончательное решение. Увидев снимки, Крупп изменил решение. 6 июля 1963 промышленник и фотограф приступили к съемкам на заводе в Эссене, том самом, где работали военнопленные.

Когда Крупп впервые увидел портрет, он был в ярости. Ньюман же объявил: «Я — еврей, и это — моя небольшая месть».

iconicphotos13 Кадры века

13. Взрыв радости

Фотография «Взрыв радости» Славы Ведера является лауреатом Пулитцеровской премии. Снимок был сделан 17 марта 1973 на военной базе Трэвис и стал символом окончания войны во Вьетнаме. В кадре подполковник США Роберт Л. Стирм встречается со своей семьей после пятилетнего плена в Северном Вьетнаме. Истребитель-бомбардировщик F-105, управляемый подполковником, был сбит над Ханоем 27 октября 1967 года, и Стирм содержался в плену до 14 марта 1973 года.

Центральное место на фотографии занимает дочь Стирма — 15-летняя Лорри, встречающая отца с распростертыми объятьями. Остальные члены семьи следуют за ней. Несмотря на радость, запечетленную на снимке, семья не была счастлива. За три дня до прибытия в США Роберт Стирм получил письмо от жены, в котором сообщалось, что их отношения закончены. В 1974 подполковник развелся.

После того, как фото стало лауретом премии, все члены семьи получили копии снимка. Однако, Роберт Стирм так и не повесил его в своем доме, т.к. был «не в силах смотреть на это».

iconicphotos14 Кадры века

14. Пожарный покупает тыкву

На обложку либерального American prospect, посвященную придорожной Америке, была помещена дьявольски странная фотография. Пожарный покупает тыкву, пока ферма, пожар на которой, по-видимому, и привел его туда, горит на заднем плане. Снимок сделал фотограф Джоэль Стернфельд, проезжая на своем «Фольксвагене» через городок Маклин в штате Вирджиния.

В данном случае пожар был контролируемой тренировкой, а у самого пожарного в тот момент был перерыв. Однако этот факт прошел мимо внимания публики. Когда фото напечатали, сначала в Life, а затем во множестве других журналов и на выставках, в подписи к снимку указывалось лишь «Джоэль Стернфельд. Маклин, Вирджиния. Декабрь 1978». Сам фотограф упивался данной двусмысленностью. В интервью 2004 года газете The Guardian, где журналист назвал его летописцем «зловещего любопытства современной Америки», он сказал:

«Фотография всегда умела манипулировать. Каждый раз, как ты накладываешь рамку на мир вокруг, — ты уже интерпретируешь. Я могу направить камеру на двух стоящих рядом людей и не взять в кадр бездомного, лежащего справа от них, или убийство, происходящее слева. Ты берешь 35 градусов из 360 и называешь это фотографией. Существует бесконечное количество способов сделать снимок. Фотограф — это всегда автор».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here