Как известно, самые выдающиеся таланты редко остаются известны лишь в пределах своей родины, ведь искусство всегда было лучшим языком, связывающим страны. Мы рады тому, что ряды всемирно известных звезд в 2014-м снова пополнились нашими деятелями кино, музыки и балета. Некоторые из них — например, Данила Козловский — в уходящем году сделали свои первые шаги на Запад, другие, как Диана Вишнева, давно двигаются в этом направлении и уже достигли серьезных высот. Однако для каждого из них 2014-й стал особенно знаменателен благодаря участию в новых зарубежных проектах. Подробности о том, кто из российских звезд добился признания на Западе в уходящем году, ищите в нашей галерее.
Данила Козловский
В этом году Данила Козловский начал активную экспансию на Запад: в феврале состоялась премьера его первого голливудского фильма «Академия вампиров», а в марте актер появился в рекламном ролике Chanel вместе с Кирой Найтли. Причем, если не считать многолетний труд и успешную карьеру Данилы в российском кинематографе, его попадание в оба западных проекта можно назвать счастливым стечением обстоятельств.
Дело было так: после съемок фильма «Легенда №17» Козловский понял, что ему нужны новые источники вдохновения, и отправился за ними в Нью-Йорк, где сосредоточены лучшие музеи, театры, и концертные площадки. Там актер действительно нашел все, что искал, и даже больше — в последние дни американского путешествия британские агенты Данилы устроили ему несколько встреч с ведущими кастинг-директорами. Вернувшись в Россию, Данила о тех встречах почти не вспоминал, пока полгода спустя ему не предложили попробоваться на одну из главных ролей в новом фильме «Академия вампиров». В итоге, пройдя прослушивание по скайпу, Данила получил свою первую голливудскую роль.
«Выяснилось, что это стало возможным в результате неформальной встречи одного кастинг-директора с подругой другого кастинг-директора, с которым я общался, когда был в Нью-Йорке. У них был обычный ужин, они говорили: «Что ты делаешь?» — «Работаю над фильмом, не можем найти главного героя…» — «О, ты знаешь, ко мне какой-то русский полгода назад приезжал, он как-то мне запомнился, давай я дам тебе его координаты?» Вот так все и произошло.
За утверждением на роль последовали съемки «Академии вампиров» в Лондоне, в последний день которых агенты Данилы неожиданно устроили ему встречу со знаменитым режиссером Джо Райтом, снявшим «Искупление» и «Гордость и предубеждение». Результатом встречи стало участин Данилы в снятом Райтом рекламном ролике Chanel с Кирой Найтли.
«Встреча проходила у него дома, и мне было настолько приятно и замечательно от того, что я с ним сижу и разговариваю, что я даже не думал, честно говоря, о Chanel, о каком-то утверждении, мне было наплевать. Я просто расслабился и кайфовал. Еще солнце было такое закатное… Через три дня мне звонят агенты и говорят: «You get a job». Эта новость застала меня в бизнес-лаундже в Домодедово. Я выбежал в мужскую комнату и заорал. А когда вернулся, американец, который сидел рядом, спросил: «У тебя что, сын родился?» Я ответил: «Нет, но событие тоже приятное».
Андрей Звягинцев
В этом году режиссер Андрей Звягинцев заставил весь мир говорить о себе, а точнее о своей новой ленте «Левиафан», ставшей по мнению кинокритиков по всему миру одной из лучших в этом году (а по мнению некоторых — самой лучшей).
Свою карьеру Андрей Звягинцев начинал как актер — в 1984 году он окончил Новосибирское театральное училище, после чего перебрался в Москву и поступил в ГИТИС, где проучился до 1990 года. После этого Звягинцев участвовал в театральных постановках, среди которых были «Игра в классики» и «Месяц в деревне», а также играл эпизодические роли в кино. Спустя 10 лет после окончания ГИТИСа Звягинцев дебютировал как режиссер, сняв сериал «Черная комната», а после начал работу над собственным полнометражным фильмом «Возвращение». Первая лента сразу открыла Андрею путь на международные кинофестивали, и с тех пор Звягинцев является их неизменным лауреатом. Фильмы «Изгнание» и «Елена», короткометражки «Эксперимент 5ive: Тайна» и «Апокриф» (к слову, снятая в США) становятся шагами режиссера к триумфу, который ждал его в этом году и, надеемся, будет ждать в следующем.
Награды, уже собранные «Левиафаном» заслуживают отдельной статьи: картина была награждена за лучший сценарий на Каннском международном кинофестивале, победила в номинации «Лучший иностранный фильм» на фестивалях в Мюнхене и Лондоне, а также завоевала главные призы на фестивале искусств кинооператоров в Польше, на Индийском международном кинофестивале и премии Азиатско-Тихоокеанского региона. Череда побед 2014 года завершилась номинацией на премию «Золотой глобус», за которой, надеемся, последует и номинация на главную мировую кинопремию — «Оскар». Но не будем забегать вперед — лучше просто пожелаем Андрею удачи и скрестим пальцы.
Светлана Ходченкова
После участия в фильме «Шпион, выйди вон!» западная карьера Светланы Ходченковой начала развиваться — медленно, но верно. Узнав о пробах на роль Гадюки в новый фильм о Росомахе, актриса сама нашла оператора и записала видеопробы, а потом отправила готовый вариант американским продюсерам.
По словам Светланы, точно так же поступили еще несколько ее российских коллег, но перед ними у нее было преимущество — роль в той самой картине «Шпион, выйди вон!», впервые показанной на венецианском кинофестивале в 2011-ом году и получившей три номинации на «Оскар». Продюсеры из Америки узнали Ходченкову и пригласили ее в фильм «Росомаха: Бессмертный», съемки которого проходили в Австралии и Токио. Позже Светлана вспоминала:
«Я давно мечтала сыграть в голливудском фильме — и сыграла. Это был интересный опыт. Американское кино — высокотехнологичное производство. Иногда мне казалось, что компьютерная графика могла бы все сделать за меня. А мне надо только несколько слов сказать или голову повернуть. Я смотрела вокруг и удивлялась: огромные стены с мультипликацией, разрисовки, раскадровки… Как они все это делают?»
В этом году Светлана продолжила съемки в западных проектах — в марте следующего года в мировой прокат выйдет фильм ужасов «Кровавая леди Батори» с ее участием. Сценарий картины, основанный на реальных событиях, написал британец Мэттью Джейкобс, который до этого работал над сериалом «Приключения молодого Индианы Джонса» и фильмом «Похождения императора».
Юрий Колокольников
Прежде чем появление Юрия Колокольникова в популярном американско-британском сериале «Игра престолов» стало одной из главных тем обсуждения в этом году, актер прошел долгий путь. Свою актерскую карьеру Юрий начал в 15 лет, сдав экстерном школьные экзамены и поступив в Щукинское театральное училище. Кинодебют Колокольникова состоялся еще в конце 90-х в фильме Петра Тодоровского, следом за этим последовали съемки в картинах Михаила Пташука и Владимира Меньшова. Молодой актер всегда мечтал о Голливуде, поэтому сразу после окончания училища в 2000-ом он отправился прямо в мекку мирового кинематографа. Однако первая попытка получилась неудачной — целый год Юрий жил то в Нью-Йорке, то в Лос-Анджелесе, пытаясь пробиться в большой кинематограф и за неимением предложений подрабатывая официантом, курьером или грузчиком. Так и не добившись своего, Юрий вернулся в Москву, где вскоре снялся в сериале Кирилла Серебренникова «Дневник убийцы» и появился на сцене «Современника» в спектакле «Сладкоголосая птица». В последующие годы у Колокольникова было немало ролей, каждая из которых медленно, но верно приближала актера к исполнению его голливудской мечты. В прошлом году Юрий наконец прошел пробы на роль предводителя одного из племен Одичалых, Стира. Вот что говорит о своем опыте Юрий:
«Игра престолов» уникальна даже для американского рынка. Это первый сериал, который смог создать такую сложную систему, когда две съемочные группы снимают параллельно в трех странах (Хорватия, Северная Ирландия и Исландия) в течение четырех с половиной месяцев. Разные эпизоды снимали разные режиссеры с разными актерами, и снимали каждый день. Как они составляют этот график, не представляю. Мне сказали, что машину эту налаживали долго, и только к третьему сезону все срослось. Это большой проект, где работа каждого департамента видна. Деньги тратятся, у них нет ограничений, творческий процесс идет».
Саша Лусс
Российская модель Саша Лусс уже не первый год штурмует олимпы модельного бизнеса. 22-летняя Саша уже с 2008 года появляется на обложках российских и иностранных глянцевых изданий, а с 2012-го участвует в показах pret-a-porter и Haute Cauture Chanel, Valentino, Ulyana Sergeenko, Dior, Elie Saab, Bouchra Jarrar, Valentino, Alexis Mabille и других именитых домов моды. Лусс снялась в рекламных кампания Chanel и Lanvin, получила эксклюзив Dior и открыла два показа парижской недели моды — Valentino и Alexis Mabille. И все-таки этот год стал для молодой модели особенно знаменательным: она стала лицом бьюти-линейки Dior Addict, присоединившись к Натали Портман и Еве Герциговой, рекламировавших косметику марки в предыдущих сезонах.
В этом году о Саше особенно много заговорили не просто как о красивой модели, но и как о личности, что подтверждается ее многочисленными интервью в модных изданиях. Но не стоит думать, что все успехи достались Саше «за красивые глаза»: прежде чем стать частью мира высокой моды, девушка пять лет работала преимущественно в Азии и уже собиралась уходить из модельного бизнеса, когда на нее обратил внимание Карл Лагерфельд. Кроме того, Лусс активно занимается своим образованием — в прошлом году она поступила в Кембридж на факультет истории литературы.
Роман Васьянов
Путь кинооператора Романа Васьянова к работе над голливудскими фильмами начался в раннем детстве, когда он занимался фотографией вместе своим отцом, профессиональным фотографом. Сразу после школы, в 1998-ом году Роман поступил во ВГИК, и уже во время учебы начал подрабатывать ассистентом оператора Юрия Райского на съемках сериала «Бригада».
После учебы Васьянов посвятил себя съемкам рекламы и успел поработать над роликами самых известных мировых брендов. В 2007-ом году началось сотрудничество Романа с Валерием Тодоровским: поработав с Васьяновым над фильмом «Тиски», режиссер пригласил его и в свой следующий кинопроект — нашумевшие «Стиляги». В 2010-ом Роман получил приз за лучшую операторскую работу в «Явлении природы» — первой полнометражной картине, снятой на фотоаппарат. Позже, все в том же 2010-ом, оператор снимает новый рекламный ролик всемирно известного бренда, режиссером которого становится зять Ридли Скотта Карл Эрик Ринш.
С этого и началась экспансия Васьянова в Штаты, где он несколько лет работал на съемках рекламы, короткометражек и независимых картин, среди которых «Жизнь в мотеле» с Эмилем Хиршем, Стивеном Дорффом и Дакотой Фаннинг, «Группировка» с Эллен Пейдж и «Патруль» с Джейком Джилленхолом. Последняя работа, режиссером которой стал Дэвид Эйр, была отмечена на американской премии «Независимый дух».
В этом году Дэвид Эйр снова предложил Роману поработать вместе — на этот раз на съемках голливудского блокбастера «Ярость» с Брэдом Питтом в главной роли. В многочисленных интервью, которые обрушились на Васьянова сразу после выхода «Ярости», Роман не раз признавался, что для него это было совершенно новым опытом, и восхищался уровнем и масштабом голливудских проектов.
Константин Хабенский
Знаменитый актер Константин Хабенский, удостоенный звания народного артиста России, уже давно снимается в западных фильмах. Его первым опытом такого рода стала лента «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова, в которой Константин снялся вместе с Анджелиной Джоли, Джеймсом МакЭвоем и Морганом Фриманом.
С тех пор Хабенский регулярно появляется в тех или иных европейских или американских проектах. В 2011-ом он появился в фильме «Шпион, выйди вон!», удостоенном трех номинаций на премию «Оскар», и сыгрыл вместе с Жераром Депардье в телевизионном фильме «Распутин» совместного производства Франции и России.
В 2013-м мы видели Константина в роли русского бойца в блокбастере «Война миров Z» с Брэдом Питтом в главной роли, а в этом году актер снялся в фильме «Черное море», над производством которого работали кинематографисты из трех стран — США, Великобритании и России. Главной звездой фильма стал британец Джуд Лоу, а Константин Хабенский сыграл роль моряка Блэки.
Ульяна Сергеенко
Дизайнер Ульяна Сергеенко давно обрела популярность в России и укрепила свои позиции в московском светском обществе. Но сама по себе известность никогда не была для Ульяны самоцелью — больше всего девушку привлекал мир моды, которому Сергеенко явно было что сказать.
Первый показ Ulyana Sergeenko состоялся в галерее ArtPlay и сразу принес своему дизайнеру широкую известность. Практически сразу вся Москва начала носить длинные юбки с розочками и «сиротские» платья, вошедшие в первую коллекцию Ульяны. Вскоре после этого Сергеенко начала демонстрировать свои работы на подиумах Парижа и Милана, после чего у нее начали появляться иностранные клиенты.
Одной из главных поклонниц творений Ульяны Сергеенко уже давно является Наталья Водянова, которая регулярно «транслирует» миру новые платья бренда. Со временем в число поклонников Ульяны вошли такие мировые знаменитости как Дита фон Тиз, Анна Делло Руссо, Орнелла Мути и Леди Гага, а Бейонсе даже снялась в наряде Ulyana Sergeenko в видео Haunted.
В этом году популярность российского дизайнера набрала новые обороты: Рианна выбрала ее белоснежный наряд для выхода на красную ковровую дорожку премии MTV Movie Awards, Рита Ора появилась в соблазнительном комбинезоне Ulyana Sergeenko на балу Z100s Jingle Ball, а Ким Кардашьян блистала в юбке и топе российского бренда на ежегодном праздничном ужине ACRIA.
Сергей Бодров
Факт того, что знаменитый режиссер Сергей Бодров перебрался в Лос-Анджелес, вряд ли кого-либо удивил — двукратный номинант на премию «Оскар» за фильмы «Кавказский пленник» и «Монгол», Сергей уже давно начал сотрудничать с западными кинематографистами. Однако собственный большой голливудский проект — это большое достижение даже для режиссера такого ранга.
В прошлом году Сергей активно работал над фильмом в жанре фэнтези «Седьмой сын», роли в котором исполнили такие всемирно известные актеры, как Джулианна Мур, Кит Харингтон, Джефф Бриджес и Джимон Хонсу. Американская премьера фильма уже состоялась 17 декабря, а на российских экранах «Седьмой сын» появится сразу после Нового года, 1 января. Длительность процесса пост-продакшна Сергей объяснил в своем интервью HELLO!:
«Сняли мы все в прошлом году и быстро. Но это большая картина с бюджетом 125 миллионов, такие фильмы долго делаются. Там огромное количество спецэффектов, они требуют много времени, плюс картину надо было перевести в 3D, а это тоже длительная и трудоемкая работа».
Алексей Воробьев
Российский актер и музыкант Алексей Воробьев вот уже несколько лет живет в Америке, где активно работает над своим продвижением на Западе. Алексей принял участие в нескольких голливудских фильмах, среди которых «Ватиканские записи», Unstrung, а также в итальянском фильме «Большая игра». На вопрос, как ему удается пробиться в такие проекты, Алексейотвечает:
«Я вижу много людей, которые все время чего-то хотят, но ничего для этого не делают — «вот если бы мне предложили, тогда я бы сразу же…» Такие предложения, конечно, случаются, но происходит это очень редко. Приглашение на кастинг в «Ватиканские записи» мне прислали, когда я лежал в больнице уже в Австрии (в начале прошлого года Алексей попал в серьезную аварию — прим. ред.). Мне и еще тысяче актеров.
Я мог бы подумать: «Ну, сейчас шансов попасть на пробы — ноль, тем более что на эту небольшую роль претендуют еще 999 человек». Но вместо этого я прямо в палате записал на телефон пробы, отправил их, и в итоге именно меня утвердили на роль в картине Марка Невелдайна, который снимал «Гeймер» и вторую часть «Призрачного гонщика».
В этом году Алексей дебютировал в качестве режиссера и снял свой первый короткометражный фильм «Папы», рассказывающий историю отца, который не может пережить смерть любимой дочери и сходит с ума. Картина Алексея была показана на «Кинотавре», а потом отправилась за океан, на международный кинофестиваль Action On Film Festival, где победила в номинации «Лучший иностранный фильм». Кроме того, лента была отмечена призом за лучший дебют «Рубиновый феникс» имени Юрия Гагарина на фестивале «Золотой феникс» в Смоленске.
Алексей признается, что пообещал маме получить «Оскар» и «Грэмми», так что мы не сомневаемся, что за нынешними победами последуют новые, вероятно, еще более масштабные.
Даниил Трифонов
23-летний музыкант из Нижнего Новгорода Даниил Трифонов впервые сел за фортьпьяно в 5 лет, и с тех пор неизменно демонстрировал талант и любовь к этому виду искусства. Получив образование в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных и обучившись мастерству композиции в классе Владимира Довганя, Даниил еще с ранних лет начал сочинять фортепианную, камерную и оркестровую музыку.
Незаурядный талант и исключительные способности привели музыканта к победе на престижных международных конкурсах — в конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, в конкурсе им. Артура Рубинштейна и в конкурсе им. А.П. Чайковского в Москве.
В этом году Даниил покорил новую вершину — стал номинантом самой престижной в мире музыкальной премии «Грэмми», причем сразу в двух номинациях — «Лучший классический компендиум» и «Лучший инструментальный сольный альбом».
Диана Вишнева
Прима-балерина Мариинского театра и Американского театра балета Диана Вишнева уже много лет успешно выступает на лучших мировых сценах. Начав свой профессиональный путь с учебы в Ленинградском хореографическом училище им. А.Я. Вагановой, балерина уже несколько лет спустя блистала на сцене Большого театра, а затем, еще через несколько лет — на сцене Парижской Оперы и Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.
В 2002-м году Диане предложили стать солисткой Берлинского государственного балета, а в 2005-ом — стать приглашенной солисткой Театра американского балета. В 2007-ом году Диана начала сотрудничество с американским продюсером Сергеем Даниляном, совместно с которым подготовила несколько сольных проектов, ставших впоследствии популярными на Западе.
2014-й год для Дианы был ознаменован исполнением «танца голубки мира» на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, где Вишнева была представлена как одна из величайших балерин современности. Кроме того, в этом году Диана во второй раз провела в Москве свой фестиваль современной хореографии Context, в рамках которого зарубежные и российские хореографы показывают методику своей работы друг другу, студентам и московской публике.