Подходят к концу два дня, выделенные на путешествие по франко-голландскому острову Сен-Мартен. Обычно туристы приезжают сюда минимум на неделю, но люди едут расслабляться, а я в данном случае — познавать. Так что для активного познания острова за рулем автомобиля двух дней достаточно. Сен-Мартен ведь небольшой, всего 30 километров с севера на юг и 20 километров в самом широком месте с запада на восток. Он конечно гористый, так что много серпантинов и узких дорог, где не разгонишься. Тем не менее, примерно за 5 часов вы обьедете его весь, даже с учетом остановок в интересных местах. Ну и пару часов стоит выделить на Maho beach, где взлетают и садятся самолеты. Отличаются ли чем-то нидерландская часть Сен-Мартена от французской? Этим вопросом я задавался все два дня пребывания здесь. Да, отличаются, хотя никаких формальных границ нет. На нидерландской части все говорят по-английски (десятки лет американо-канадского туризма полностью извели оригинальный язык метрополии), а на французской сохранился именно добротный французский язык. Кроме того, французская часть показалась мне несколько богаче и колоритнее. Но одно обьединяет обе части острова — великолепная тропическая природа с божественными пляжами и душевными островитянками — Между прочим, статус двух частей острова не одинаков. Нидерланды предоставили своей части Сен-Мартена максимально возможную автономию, фактически независимость, а французы свою часть держат под абсолютным контролем. Поэтому, кстати, номерные знаки автомобилей на французской части выглядят также, как и во Франции, с буковкой «F» и звездочками Евросоюза, а на нидерландской части свои номера, ни с Нидерландами, ни с Евросоюзом никак не связанные. В оригинале же, Сен-Мартен был открыт все тем же Христофором Колумбом в 1493 году, вскоре после того, как тот открыл Испаньолу (Доминикана и Гаити) и Пуэрто-Рико. Так что первыми европейцами покорившими практически все Карибы были испанцы. Тем не менее, буквально столетие спустя Карибы начали активно осваивать голландцы, французы и англичане, тем самым сильно потеснив испанскую корону. К 1648 году Испания окончательно потеряла все права на Сен-Мартен и островом завладели французы и голландцы. Но буквально через 30 лет островов захватили англичане и изгнали всех остальных, но продержались всего три года и были изгнаны французами. Битвы за Карибы длились столетиями, тут вам и пираты и многомесячные осады островных крепостей и все что хотите. Все эти вещи описаны в классической литературе и экранизированы в сотнях кинофильмах. По большому счету, активная фаза борьбы за остров закончилась лишь в XX веке, уже после Второй мировой. При этом граница с паспортным и таможенным контролем между Нидерландами и Францией на острове сохранялась до 1968 года. Так что все здесь очень непросто! Несколько слов про население острова. Из Википедии мы узнаем, что в совокупности на Сен-Мартене порядка 75 тысяч человек, из них 70% — негры, 25% — белые и 5% индусы и китайцы. Что касается негров, то как и на других Карибских островах, история их появления уходит корнями в эпоху рабства. Бедолаг завозили сюда в трюмах судов их Африки и они вкалывали на плантациях у белых господ. Те негры, что сегодня населяют Карибы — потомки тех самых африканских рабов. Коренного населения на островах практически не осталось, здесь жили индейские племена в эпоху Колумба, но они были последовательно уничтожены испанцами. Пограничные страсти Сен-Мартена Как уже говорилось выше, пограничные формальности между двумя частями острова были сняты в 1968 году, но тридцать лет спустя, в начале 90-ых, проблема вновь встала на повестке дня. Французская часть острова даже вводила временно паспортный контроль на административной границе. В чем же дело? А вот в чем: две части острова имеют разную степень зависимости от соответствующих метрополий. Если французская часть в строгом подчинении у Франции, то нидерландская часть — почти независимое государство. Поэтому, когда в начале 90-ых органы местного самоуправления нидерландской части решили, что следование шенгенским правилам не в их интересах (какое им дело до Шенгена? Им туризм надо развивать, а шенген оставляет за визовым занавесом множество стран Центральной Америки, Карибов и СНГ, тем самым лишая их части туристов), поэтому те в одностороннем порядке расширили список безвизовых стран, добавив Доминикану, Ямайку, Колумбию и несколько других государств. После этого, с учетом того, что две части острова не имеют границ, французы оказались недовольны. Ибо границы нет, но если прилетаешь в аэропорт на нидерландской части — виза не нужна, а если на французскую — то нужна. Абсурд. В конечном итоге, в 1997 году обе части острова при участии своих европейских попечителей подписали меморандум об общих пограничных правилах. Франции пришлось частично пойти на встречу Нидерландам и таки расширить безвизовый список на четыре государства (Доминикана, Суринам, Колумбия и т.д), но поскольку этот список перестал соответствовать шенгенским нормам, то при вылете с острова в страны Евросоюза (вне зависимости от того, с какой части вылетаете) ввели обязательный паспортный контроль. А раньше его не было. Весь остров считался шенгенской зоной до 1997 года и вьезд на Сен-Мартен приравнивался к вьезду в Шенген. Теперь такого нет. Но вернемся на Сен-Мартен, хватит о визах и политике! Дороги на острове… как бы это выразить точнее? Они не плохие. Но хорошими я бы их тоже не назвал. Относительно Европы, разумеется, я не сравниваю с Россией и Украиной (как такую жуть можно сравнивать, см. Украинские дороги входят в тройку самых ужасных из всех, что я встречал в мире), а именно что с цивилизованными странами. Чтобы мои украинские друзья не сочли, что пост «проплачен» Путиным, раз я критикую украинские дороги, то добавлю перефразированный западеньский лозунг: «Слава Украине! Героическим дорожным рабочим Украины — слава!» (с). И от себя добавлю, шоб они сквозь землю провалились эти «герои», с такими дорогами, где больше дырок, чем асфальта. Так вот, на Сен-Мартене дороги на твердую тройку. Они узкие, часто в трещинах, неважно с указателями, а при сьезде на второстепенные дороги быстро переходят в с трудом проходимые грунтовки. И еще очень много «лежачих полицейских», от которых убиваются подвески; хорошо что машина из проката, свою было бы жалко. Трафик на острове очень приличный, а дороги не расширялись последние лет двадцать — Обед туриста: упаковка лосося за 3,95 евро, сыр за 2,65 евро, бананы и три апельсина. Прекрасный и здоровый обед, ничего мучного, ничего лишнего — Часто дороги заканчиваются так — Вид на аэропорт во французской части острова. Он слишком мал для приема крупных самолетов (из-за гор нет возможности расширить взлетную полосу), поэтому все дальнемагистральные рейсы садятся на нидерландской части. Сюда летают региональные рейсы по соседним островкам — Сельская местность — Как уже говорил, дороги часто настолько узкие, что двум машинам никак не разъехаться — Еще было бы ошибкой считать, что весь Сен-Мартен это сплошь миллионеры в своих фазендах. Это не так. Большая часть населения живет достаточно скромно вот в таких домиках. Белые — да, в массе своей достаточно богаты, а негры — либо работают в обслуживании туристических комплексов и получают от силы 600-800 евро в месяц, либо не работают вовсе, благо, метрополии обеспечивают население островов дотациями — Бывшая граница между нидерландской и французской частями острова — Обычный вид простого жилого района, где туризмом и не пахло. Тут живут местные жители — Москиты? Да, они меня здорово вчера ночью закусали, пришлось купить спрей — Отдельный отчет посвящен знаменитому Maho beach, место уникальное! Незаметно я провел там больше двух часов и получил несказанное наслаждение — Источник
На автомобиле по вотчине миллионеров, карибскому острову Сен-Мартен
Загрузка...