Мы взяли на себя труд собрать воедино самые популярные рецепты счастья и проанализировать их.
Текст: Андрей Невтонов
При всем своем подростковом задоре эта концепция была выдвинута вполне уважаемыми и даже где-то бородатыми философами. Гераклит призывал выделяться из толпы, отказываясь от радостей плоти, в частности от секса, а Пифагор говорил, что можно стать исключительным и счастливым, если перестать есть бобы и обижать петухов.
Если жизнь — это постоянное соревнование, иногда бывает полезно пройти вне конкурса. Если все бегут наперегонки вперед, а ты не очень-то быстро и боишься не поспеть за лидером, можно медленно пойти в другую сторону и упиваться собственной исключительностью. |
Там, куда ты в конечном итоге придешь, будет довольно одиноко. Это может перевесить все положительные эмоции. |
О том, что счастливыми могут быть только глупцы, задумывался еще Эмпедокл. Позже эту мысль за ним час-то повторяли. А Флобер и вовсе довел ее до абсолюта, сказав: «Для счастья нужны такие условия: хорошее здодовье и быть идиотом».
Чем ниже твоя склонность к самоанализу, тем больше удовольствия ты получаешь от жизни. Ведь тонкий, думающий человек похож на ребенка, который вместо того, чтобы играть в паровозики, ломает их и смотрит, как они устроены. |
Увы, разучиться думать практически невозможно. Поэтому Эмпедоклов рецепт счастья подходит лишь немногим везунчикам, не испорченным интеллектом. |
Пушкин писал, что привычка — замена счастью. И он был далеко не первым, кто так считал. Размеренность и рутину задолго до него пропагандировал святой Августин. Правда, говоря о подобном счастье, он еще не имел в виду пивбар по пятницам и споры, кому забирать детей из садика. Но в целом его рецепт соответствовал тому, что принято понимать сегодня под «семейными радостями».
Ты застрахован от любых сюрпризов, и прежде всего — от неприятных. Кроме того, живя по распорядку, ты точно знаешь, когда будет следующая порция счастья. Ты никогда не обманываешься в своих предвкушениях. |
Никогда не изменять привычкам и довольствоваться малым — все-таки скучновато. |
Фраза «найди свою половинку» была придумана вовсе не сайтами знакомств. Это полноценная философская концепция. Древние греки, начиная с того же Эмпедокла и заканчивая неоплатониками, всерьез считали, что люди когда-то были андрогинами — двуполыми существами шаровидной формы. Потом шары распались, и теперь половины ищут друг друга. Счастье — в воссоединении.
Любовь уж точно сделает тебя счастливым… |
…на два-три дня. Ведь состояние активной влюбленности длится недолго. Затем любовь эволюционирует и начинает казаться ненастоящей. Это испытание проходят не все. |
Это счастье, пропагандируемое христианскими мистиками, — лишь вариант платоновского. Разница в том,что объектом любви становится Бог, который хорош тем, что не капризничает и не просит свозить его в Гоа. Любить его поэтому легко, приятно и нехлопотно.
Правильно организованный религиозный экстаз подчас может быть лучше оргазма. Кроме того, надежда делает человека счастливее. А любовь к Богу позволяет тебе надеяться на жизнь после смерти — неплохая перспектива, согласись? Дополнительный плюс: минимум ответственности. Все твои поступки на жизнь вперед определяются заповедями и канонами. |
Нужно будет отказаться от чувства юмора и скепсиса. Они все испортят раньше, чем ты станешь счастливее. |
Казалось бы, чего уж проще. Казалось бы, если человеку мешают нравственные установки, противные нашей природе, надо совсем от них отказаться. Если получится (шепчут тебе на ухо демоны Шопенгауэр и Ницше), можно неплохо устроиться в этой жизни.
Ты ни о чем не жалеешь не отравляешь себе счастье. Отсутствие сожалений помогает не оглядываться назад и жить настоящим. |
Муки совести все же тяжело победить. Раскаяние часто приходит в самый неподходящий момент. Расчленяя очередную девственницу, ты всегда можешь неожиданно подумать: «Черт, а ведь я украл этот топор!» |
К XX веку философы почти перестали выдвигать новые концепции. Экзистенциалисты во главе с Сартром лишь повторили то, что было и до них известно древним китайцам: счастье — в слиянии существа и сущности. То есть ты, существо, счастлив, когда следуешь своей внутренней природе — сущности. Если твоя сущность в неудачах, успех не принесет тебе счастья. Так что пойми свою сущность и слейся с ней. Лузер.
Любые вредные привычки можно списать на то, что такова твоя сущность, и не бороться с ними. Таким образом, радоваться можно даже негативному. |
Чтобы всегда принимать себя таким, какой ты есть, нужна недюжинная сила самоубеждения. |
Старый гедонист Эпикур, разработавший эту концепцию, говорил так: хочешь быть счастливым — доставляй себе удовольствия каждый день, вкусно ешь, любуйся пейзажами и женщинами. Всего-то.
Счастье можно дозировать. Захотел стать еще счастливее? Закажи не два десерта, как позавчера, а четыре! |
Чехов верно подметил: подобная философия хороша была в Греции, «где тепло и пахнет померанцем». В наших широтах довольно трудно восторгаться видом одетых женщин и примерзших к столбам ворон. Кроме того, за любые удовольствия нужно платить, причем чаще всего здоровьем. |
Долгожданная формула счастья!
Путем тщательного анализа вышеизложенного мы вывели формулу для измерения твоего состояния на пути к счастью. Просто подставь в нее свои личные параметры, получи значение (в диапазоне примерно от -100 до +100, хотя возможны заскоки) и пойми, что тебе мешает быть счастливым. Если не это формула счастья, тогда мы уже не знаем, что! Ничего лучшего на сегодняшний день в этом жанре не придумано. Итак:
x — твое состояние
S — способность к самообману [0;10]
R — способность к самоанализу, рефлексии [0;10]
д, з, л — деньги, здоровье, личная жизнь — общепризнанные компоненты счастья [-100;100]
k1, k2, k3 — коэффициент их важности для тебя лично [0;1]
a4, a5… an — твои персональные составляющие счастья (карьера, мотоцикл, дети — все, что для тебя важно) — [-100;100]
n — общее количество компонентов счастья (все k + все a)
T1 — время с момента последнего серьезного улучшения жизни (в годах)
Е — оценка недавнего счастливого события (оргазм, вкусный обед, выигрыш в лотерею — все считается) [0;100]
T2 — время, прошедшее с момента этого события (сек)
A — твой возраст (в годах)