Сорок лет назад Джек Николсон внёс новый смысл в понятие “крутизны”, Фай Данвей вывела на новый уровень определение “холодности”, а режиссёр Роман Полански и сценарист Роберт Таун благодаря виртуозному детективному триллеру «Китайский квартал» заставили переосмыслить понятие о нуар-фильме.
Однако этот период в кинематографе может похвастаться не только потрясающими премьерами, блестящей операторской работой и прочей мишурой; его отличительной чертой также являются отличные детективы, сюжетные повороты и детали которых ошеломляют зрителя. А не это ли главное в хороших детективных фильмах?
«Китайский квартал»
В классических детективных нуар-фильмах не всё всегда так, как кажется: клиент лжёт, его намерения сомнительны, а изначально простая тайна постепенно оказывается чем-то намного более значительным и зловещим.
По праву выдающийся сценарий Роберта Тауна основывается на пьесе, но использует преимущества свободы Нового Голливуда и рейтинга “R”, добавляя в детектив сюжетный поворот, который не был бы одобрен в эпоху Богарта. Это фильм, использующий своё право шокировать и щекотать нервы.
«Умереть заново»
Кеннет Брана удивил всех, когда вслед за вышедшим в 1989 году «Генрихом V», который был номинирован на Оскар и получил признание критиков, режиссёр выпустил свой запутанный, хичкоковский детектив с оттенком нуара (а также с разумной дозой комедии и сверхъестественного).
Брана играет циничного частного детектива, который берётся за казалось бы простой случай женщины с амнезией (которую сыграла его тогдашняя жена Эмма Томпсон), однако всё усложняется, когда оказывается, что детектив и женщина в прошлой жизни были любовниками.
Брана жонглирует несколькими временными линиями, сценами с участием большого количества персонажей, цветной и черно-белой картинкой, и парочкой отличных поворотов сюжета, с помощью всего этого создавая одновременно дико смешную и до безобразия увлекательную картину.
«Игра навылет»
Одну из самых видных ролей своего пёстрого позднего периода идол Брана Лоуренс Оливье сыграл в блестящей адаптации пьесы Энтони Шэффера. Оливье играет эксцентричного автора детективных романов, чей брак рушится. Роль второго плана исполняет Майкл Кейн, играющий молодого любовника жены главного героя, который наносит старику визит, чтобы попросить о его благословении.
Вроде бы спокойная встреча вскоре превращается в серию угроз, розыгрышей, игр, и возможных убийств, где Кейн проворачивает удивительно успешный обман. (Позднее Кейн сыграл роль Оливье в фильме Брана «Сыщик», вышедшем в 2007 году, где он противостоял Джуду Лоу. Этот фильм является в некоторой степени ремейком, в некоторой переосмыслением, и довольно интересен, однако не такой захватывающий, как оригинал).
«Престиж»
В перерывах между двумя первыми фильмами о Бэтмене Кристофер Нолан выступил режиссёром и соавтором сценария (вместе со своим братом Джонатаном) одного из своих самых, на удивление, недооценённых фильмов, который рассказывает увлекательную историю двух конкурирующих британских фокусниках 19 века, жестокое соперничество которых выходит из-под контроля.
В фильме Нолан разумно использует профессиональный жаргон и эффектно вводит зрителя в заблуждение (привет, Скарлетт Йоханссон), в то же время исполняя свои фокусы у всех на виду.
«Нет выхода»
Лучшие неожиданные концовки, это не хитрости в стиле М. Найт Шьямалана, которых ждёшь на протяжении всего фильма; это финал, который наступает неожиданно, внезапно меняя весь фильм.
Так обстоит дело с отличным триллером Роджера Дональдсона 1987 года, в котором Кевин Костнер играет американского морского офицера, расследующего убийство своей возлюбленной (Шон Янг), подозревая её предыдущего любовника, министра обороны США (Джин Хэкмен) – хотя всё указывает на нашего героя.
Таким образом, действия в фильме разворачиваются как в чётко выстроенном, захватывающем триллере…однако затем вы узнаёте то, что коренным образом изменит весь сюжет.
«Первобытный страх»
Сложно объяснить насколько захватывающим и удивительным был триллер Грегори Холбита, когда в 1996 году он впервые вышел на экраны, поскольку главную роль в нём исполнил неизвестный, который позже стал знаменитым: Эдвард Нортон.
26-летний актёр дебютировал в кино в показной роли Аарона Стамплера, умственно отсталого алтарника с раздвоением личности, который убивает архиепископа, и у зрителя нет никаких оснований полагать, что он лжёт…
«Дьяволицы»
Снятый в 1955 году триллер Анри-Жоржа Клузо повествует о жене (Вера Клузо) и любовнице (Симона Синьоре) директора французской школы, которые договариваются его убить и устроить всё так, чтоб это выглядело как несчастный случай.
Однако сюжет усложняется, когда исчезает тело убитого, а его возвращение остаётся одним из лучших за всю историю кино моментов, заставляющих зрителя подпрыгнуть на стуле.
Классическая картина Клузо – это гремучая смесь испуга, обмана и атмосферы; неудивительно, что Хичкок изо всех сил пытался прибрать к рукам право экранизации положенного в основу фильма романа до того, как это сделал Клузо.
«Малхолланд драйв»
В центре сюжета – две женщины, родственные души, связанные странной тайной; картина с сюрпризом Дэвида Линча, снятая в 2001 году, подобным образом объединила звёзд Наоми Уоттс и Лауру Хэрринг, однако отношения их героинь впереди на один гигантский шаг.
«Малхолланд драйв» остаётся одной из самых запутанных картин Линча с резкими сюжетными поворотами и спонтанными переменами, предположительно связанными с особенным происхождением фильма (сначала он был не вышедшим в эфир канала ABC пилотным выпуском сериала, который Линч позже изменил и доделал, придав окончательную форму).
Для тех, кто смотрит фильм впервые, он станет неопределённым путешествием. Однако кого мы обманываем: пусть его попытаются объяснить те, кто смотрел картину несколько раз.
«Сердце ангела»
В своём недооценённом фильме 1987 года, который позже неожиданно получил широкое признание, режиссёр Алан Паркер смешивает клише дождливого, атмосферного детективного нуара с психологическим триллером и сверхъестественным ужасом.
Седой частный детектив Гарри Энджел (Микки Рурк) первоначально направлен на невинное расследование пропажи человека, однако когда дело приводит его в колдовской потусторонний мир Нового Орлеана, он начинает подозревать, что этот случай – как и его заказчик Луи Сайфре – немного более дьявольский, чем должен быть.
«Глубокий сон»
Если вы видели снятую Говардом Хоуксом в 1948 году атмосферную и пугающую адаптацию романа Рэймонда Чандлера о детективе Филипе Марлоу и сочли её сложной для понимания – вы не одиноки.
История развивается так, что ни режиссёр Хоукс, ни сценаристы Уильям Фолкнер, Ли Брэккет, или Жюль Фёртман не могли догадаться кто совершил одно из ключевых убийств.
Когда с Хоукс связался с Чандлером для разъяснения, ответ оказался бессмысленным (чандлеровский убийца не мог совершить подобного).
Когда Хоукс сказал это Чандлеру, автор ответил: «Тогда я тоже не знаю». О фильме Хоукс позже сказал: «Я так и не понял, что происходило, но мне казалось, что в основе были отличные сцены, и зрелище было хорошее . После того как [фильм] прошёл, я сказал: «Я больше никогда не буду беспокоиться о том, что нужно быть логичным»». Неплохой совет.