Режиссер, от которого с каждым разом ждут все больше крови и мурашков по коже, а он раз за разом выдает драму. Фильмы Спилберга собрали в прокате 8,5 миллиардов долларов, и если вы начнете называть лучшие фильмы прошлого века, то в десятке точно окажется несколько его картин.
Свой первый фильм, конечно, любительский, он снял в 12-летнем возрасте, и уже тогда это было кино о войне. Второй был об инопланетянах. Как-то так Спилберг и провел свою карьеру: чередуя очень серьезные картины с блокбастерами и фантастикой.
Бюджет: $7 000 000
Сборы в прокате: $ 470 000 000
Награды: три премии Оскар (за звук, монтаж и саундтрек)
Пять месяцев на съемки вместо двух, утонувшая в первый же день главная героиня-акула (механическая, конечно) и конфликт актеров, исполняющих главные роли. У 28-летнего Спилберга с этим фильмом не клеилось ничего, но этот путь стоило пройти. История о белой акуле, пожирающей отдыхающих, собрала в прокате немыслимую для 70-х сумму при немыслимом для того времени бюджете, и стала первым официальным блокбастером в истории кино.
Что любопытно, остальные фильмы тетралогии сняли другие режиссеры.
Кстати, когда шла съемка финального эпизода фильма, Спилберг не явился руководить процессом и отсиделся в трейлере. Был уверен, что съемочная группа сговорилась и бросит его в воду после команды «снято». Это стало традицией: на последние сцены своих фильмов режиссер всегда посылает помощника.
Фото: кадр из фильма
Бюджет: $20 000 000
Сборы в прокате: $ 304 000 000
Награды: два Оскара (за лучшую операторскую работу и награда за особые достижения), плюс семь номинаций
После успеха «Челюстей» Спилбергу нужен был, может, чуть более серьезный фильм, и он его снял. Про инопланетян в Америке снимали и до «Близких контактов», но именно работа Спилберга до сих пор остается культовой для множества уфологов и адептов теории инопланетного заговора.
Спилберг провел серьезную подготовительную работу: встречался с людьми, которые видели НЛО и отсматривал тонны фотографий. А еще провел солидный кастинг: главную роль исполнил в итоге Ричард Дрейфус. Его предпочли молодым еще Джеку Николсону и Дастину Хоффману.
И если вы не видели этот фильм, ты вы никогда не мечтали свалить с этой планеты навстречу неизвестному. Кстати, фильм имеет альтернативную концовку, в которой люди все-таки сели на корабль пришельцев.
Фото: кадр из фильма
Бюджет: $18 000 000
Сборы в прокате: $390 000 000
Награды: пять статуэток Оскар (декорации, звук, монтаж, спецэффекты и особые достижения)
Первая часть тетралогии, к которой приложил руку не только Спилберг, но и Джордж Лукас (в качестве продюсера). Съемки некоторых эпизодов даже проходили в тех же местах, что и съемки «Звездных войн». После этого фильма в американских двориках перестали играть в космонавтов и начала играть в крутых мужиков, колесящих по миру в поисках сокровищ и не чуждых проявлениях любви и нежности.
Одна из первых больших ролей Харрисона Форда (третья, и третья же звездная) полна географических ляпов: государства на картах или не существовали в описываемое время, или назывались по-другому.
Фото: кадр из фильма
Бюджет: $10 500 000
Сборы в прокате: $793 000 000
Награды: четыре Оскара (звук, монтаж звука, спецэффекты, саундтрек)
Послушайте, если вы не рыдали как дети во время сцены прощания маленького мальчика со своим другом-инопланетянином, то у вас нет сердца. Даже супруги Рейганы, узнав об успехе этого фильма, попросили устроить им персональный показ прямо в Белом Доме. Этот фильм 14 лет держал первое место в списке самых кассовых фильмов в истории человечества. И это при том, что сценарий его Спилберг написал в перерывах между съемками «Индианы». Харрисон Форд в этом фильме, кстати, тоже снялся, в одном эпизоде, но режиссер эту сцену вырезал.
Фото: кадр из фильма
Бюджет: $63 000 000
Сборы в прокате: $1 029 000 000
Награды: три Оскара (звук, монтаж, спецэффекты)
Миллиардер, устроивший собственный парк с динозаврами — это не только эффектно, но и лженаучно: синтезировать ДНК условного плезиозавра из остатков покусавшего его комара – серьезно? При этом, НАСА назвала картину одним из самых реалистичных научно-фантастических фильмов в истории кино.
Американскую публику научность фильма не смутила. К тому времени Спилберг был уже королем блокбастеров и от его фильмов ждали примерно того же, чего ждут сейчас: крови и зрелища. Попутно Спилберг реанимировал актерскую карьеру Ричарда Аттенборо (тот не снимался в кино полтора десятилетия) и отказал Джиму Керри и все тому же Харрисону Форду. Это при том, что сам Спилберг был не единственным кандидатом на режиссерское кресло. Если бы права на экранизацию достались Warner Bros, то кресло занял бы Тим Бертон.
Кассовый успех обрек Спилберга на продолжение. «Парк Юрского периода» в итоге стал трилогией.
Фото: кадр из фильма
Бюджет: $70 000 000
Сборы в прокате: $482 000 000
Награды: пять Оскаров (лучший режиссер, оператор, звук, монтаж и монтаж звука)
На роль рядового Райана (роль второго плана, кстати, хоть имя персонажа и фигурирует в названии) пробовался Эдвард Нортон, но предпочел сняться в «Бойцовском клубе» и оказался прав. Мэтта Дэймона сам Спилберг называл худосочным и брать в картину не хотел. Переубедил режиссера покойный ныне Робин Уильямс. И вы не удивитесь, но главная мужская роль сначала отводилась Харрисону Форду.
Выбрав Тома Хэнкса, Спилберг снял чуть менее брутальный фильм, но и чуть более драматичный. Это при том, что Хэнкс сам резал свои монологи уже по ходу съемок, сочтя их слишком размытыми.
Фильм до сих пор считается одним из самых реалистичных в плане передачи атмосферы войны. Для этого Спилберг серьезно «поиграл» с цветовой гаммой, использовав при монтаже только те цвета, которые можно было передать на заре цветного телевидения.
Бюджет: $60 000 000
Сборы в прокате: $218 000 000
Награды: фильм не получил значимых международных премий
Спустя 6 лет Спилберг снимет еще один фильм с Томом Хэнксом. И в нем, удивительно, никто не умрет насильственной смертью. Несмотря на колоссальные затраты (не получив разрешения на съемки в настоящем аэропорту, Спилберг просто построил новый) и звездную Кэтрин Зета-Джонс, фильм не оправдал прокатных ожиданий. Наверное, потому, что зрители все еще ждали от режиссера блокбастеров нового блокбастера, а он их опять обманул.
Фильм основан на реальных событиях – в парижском аэропорту целых 18 лет (с 1988 по 2006) жил беженец из Ирака Мехран Карими Нассери. Он так и остался жить в Париже.
Самый эпичный ляп фильма до сих пор популярен на постсоветском пространстве: когда герой Хэнкса показывает свои документы, среди них виднеются выданные в Гомеле водительские права на имя Гулиной Гульнар Назыровны. Где они только они только берут этих людей?
Фото: кадр из фильма
Бюджет: $132 000 000
Сборы в прокате: $592 000 000
Награды: премия «Сатурн» лучшей молодой актрисе
Абсолютно звездный актерский состав (Том Круз, Дакота Фаннинг, Тим Роббинс и Морган Фримен в качестве голоса автора) провалил очередное прочтение романа Герберта Уэллса чуть более, чем полностью. Но давайте признаем, это все равно самый эффектный фильм Спилберга. Особенно если знать, что он был снят за два месяца. Значительная часть затрат – настоящий разбитый «Боинг».
Забавно, что актриса Энн Робинсон снялась в третьей «Войне миров» за свою карьеру – первая подобная роль была сыграна ей полвека назад. А персонаж Тома Круза (номинированный за этот фильм на «Золотую Малину» как худший актер года) катается на раритетном Мустанге 1966 года, выпущенном тиражом в 1001 экземпляр. Неплохо для крановщика, правда?
Фото: кадр из фильма
Бюджет: $70 000 000
Сборы в прокате: $130 000 000
Награды: пять номинаций на Оскар
Еще один недооцененный в прокате фильм Спилберга. Но кино же не только ради денег снимается?
«Мюнхен» — это драма о том, как агенты Моссада мстили палестинским боевикам за теракт во время Олимпиады-1972, когда были убиты 11 израильских спортсменов. Роль одного из них в фильме сыграл Гури Вайнберг – его отец был среди тех одиннадцати тогда, в 1972. История отмщения – история, которую Спилберг давно хотел снять, история ответа насилием на насилие – антагонизм к снятому многими годами раньше фильму о милосердии.
Фото: кадр из фильма
Бюджет: $22 000 000
Сборы в прокате: $321 000 000
Награды: семь премий Оскар (лучший фильм, режиссер, сценарий, операторская работа, декорации, монтаж, саундтрек)
Эта драма – лучшая работа не только Спилберга, но, возможно, и всего мирового кино. В различных списках самых-самых «Список Шиндлера» всегда попадает в топ-5. Это самое дорогое черно-белое кино в истории, но важно ведь не это?
Этот фильм должен был снимать Скорсезе, но отказался («Такое кино может снять только режиссер-еврей»). Отказался и Роман Полански, который детство провел в краковском гетто, описываемом в фильме. В итоге, Спилберг взялся сам и снял, пожалуй, лучшее кино о Холокосте, взяв за основу реальную историю немецкого промышленника, который спас от концлагерей больше тысячи евреев.
На все деньги от проката Спилберг основал Фонд «Шоа» («Катастрофа»), который занимается сохранением памяти о жертвах Холокоста.