В современном мире самым распространенным при изучении второго языка как иностранного можно выделить английский. Он приобрел статус международного языка. Поэтому обучение английской речи в современном обществе начинают еще с дошкольного возраста и представлено оно как дополнительное образование. Получить его можно, занимаясь как индивидуально с учителем (репетитором), так и посещая групповые курсы. Различные школы иностранных языков предлагает изучение английского языка, наряду с французским, итальянским, испанским, турецким для взрослых, студентов и детей от 3 лет.
Что же меняется внутри нашего мозга, сознания, когда мы начинаем изучать иностранный для нас язык? Современные высокие технологии, в частности МРТ, в исследованиях нейронных процессах человеческого тела помогли увидеть, что при занятиях и обучении иностранного языка может привести к физическим изменениям головного мозга. Так, происходил эксперимент, в котором принимали участие 2 группы подопечных, изучающих иностранные языки. В группе, где тестирующие обучались и общались с коренными представителями обучаемого языка, были замечены изменения в мозгу в больших темпах. Нежели у группы, которые изучали иностранный язык с помощью учебников, словарей и правил. Результаты усваиваемости иностранной речи первой группы были выше, а процессы в головном мозге были похожи на те, которые имеют люди, говорящие на своем родном языке. Для тех, кто овладел иностранной речью, не составило трудностей выучить впоследствии грамматику.
МРТ также помогла выявить, что при решении лингвистических заданий активизируются различные отделы мозга. Изучаемая грамматика содержат в себе разные буквы, а следовательно, и разные звуки. Бывает так, что в изучаемом языке нет звуков, которые человек знал в родном. Например, в английском есть буквы «r» и «l», в то время, как в японском, такие звуки отсутствуют, зато у них есть звук, который фонетически соединяет эти два. Японцам трудно даются на слух английские слова, которые содержат оба этих звука, например, слова river, liver. При восприятии таких слов у англоязычной группы людей активируется 2 области мозга, которые воспринимают разные звуки, а у японцев — одна. И для того, чтобы японцы могли распознать, уловить на слух оба звука, необходимо переключить мозг и сделать активной 2 области головного мозга. Для этого необходимо прослушивать английскую речь не менее получаса в сутки, а также заниматься с логопедом, произнося определенные звуки и повторяя за ним движение губ и языка.
Таким образом, изучение иностранного языка приводит к положительным изменениям в головном мозге: улучшается память, появляется гибкость мышления, возрастают ораторские способности.