Одной из особенностей характера детей в возрасте 4-5 лет считается большой расцвет различных фантазий. На пятом году своей жизни дети обычно начинают рассказывать самые невероятные и фантастические истории. Например, о том, как они видели огромную собаку размерами с корову или о том, что они сами принимали участие в каких-то необычных событиях, и т. д. и т. п. И не нужно думать, что теперь вам понадобился срочно детский психолог.
К сожалению, такие рассказы нередко квалифицируются взрослыми людьми, а вслед за ними и ровесниками как ложь, что по сути, абсолютно несправедливо и очень досадно для малыша. Данные истории нельзя считать ложью хотя бы по той причине, что они не предоставляют ребенку никакой пользы. Они не могут помочь ему избежать наказания, не дают возможности получить игрушку или лакомство. Это события совершенно другого порядка. Их правильнее будет звать фантазиями или выдумками. А, если вас волнует этот вопрос, то более детально на него вам ответит хороший психолог.
Источник этих фантазий может быть очень разным. Это могут быть яркие сны, которые ребенок принимает за действительность. После интересного рассказа о абсолютно невероятных и довольно драматичных событиях, случившихся с ребенком, взрослые спокойно заканчивают эту историю: «И вот тут ты, наконец, проснулся». Ребенок изумлённо смотрит и вдруг с облегчением говорит: «Да!» Это может быть демонстрация его тайных желаний: «А мне папа подарил щенка», хотя, в самом деле, оказывается, папа лишь поговорил об этой возможности. Это могут быть и безотчетные частые стремления поднять собственный авторитет среди ровесников. Для этого ребенок присваивает родным братьям и сестрам несуществующие сказочные достоинства. В конце концов, это может быть и желание справиться с какими-то потаенными страхами. Повествования о том, как он прогнал большую и страшную собаку, могут быть попыткой справиться со страхом и не выглядеть трусом в собственных глазах.
Следовательно, как говорит хороший психолог единственная правильная форма реакции на такие истории — это спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам своего ребенка. В случае если описанные в них события уж слишком фантастичны, им допускается противопоставить собственный опыт: к примеру, что вы сами ни разу не видели собак размерами с корову и ни разу о таких не читали. Детский психолог согласится с вами, в том случае если ребенок возразит, что речь идет о совсем еще маленькой, только что родившейся корове, вы радостно можете поздравить себя с тем, что тактично достигли сближения его фантазии с реальностью. Но нужно помнить: ни в коем случае запрещается на основе таких выдумок обвинять ребенка во лжи.