Читая сказки, в которых есть волшебные существа, мы редко задумываемся, откуда взялись эти образы и какое послание сочинители нам пытаются через них передать. На самом деле и образы, и скрытый в них смысл – не что иное, как краткий курс истории многих социальных явлений…
Не конь, а урод
Помню, в детстве меня поражали не только волшебные способности Конька-Горбунка, но и нелепость самого образа. В самом деле, его окружают прекрасные златогривые кони – красавцы-скакуны, а сам он – горбатый уродец. Почему же воображение сочинителей наделило его сверх-возможностями, превосходящими самых лучших и красивых коней? И вообще, откуда такой странный внешний вид?
Да оттуда, что Конёк-Горбунок – собирательный образ. Это конь, осёл и двугорбый верблюд одновременно. Конёк взят за основу, уши ему достались от ишака, а два горба – от верблюда. Но почему три животных слились в единый образ? Ответ может быть в том, что сочинители сказок принадлежали к древним кочевым цивилизациям, привычные к обычным коням. А путешествие на них к югу помогло увидеть там ишаков и верблюдов.
Великую роль этих трёх транспортных средств трудно переоценить. Например, Древний Египет вряд ли стал бы грандиозной цивилизацией, не используй он ишаков. На спинах этих животных было перевезено столько грузов, что из них можно было бы сложить не одну пирамиду Хеопса. Историки утверждают, что именно ишаки были основным транспортным средством в этом регионе. Представим на минуту нашу цивилизацию без автомобилей и поездов. И что? Её бы просто не стало. Точно так же без ишаков не состоялся Древний Египет и другая восточная цивилизация – Вавилон.
А вот кони появились в Древнем Египте много столетий спустя, после того как там были построены огромные храмы и пирамиды.
Другое древнейшее транспортное средство – верблюд. Без верблюдов бы не было среднеазиатских и арабских цивилизаций. На спинах этих терпеливых животных купцы столетиями возили товары по Великому шёлковому пути. А впоследствии именно на верблюдах в арабских странах воевали кочевые народы, от которых в наше время остались лишь бедуины, использующие до сих пор верблюдов как главное боевое средство передвижения. При этом никто не знает, где именно были приручены верблюды, но есть версия, согласно которой весь юг Старого Света – от Китая до Палестины – использовал их как основное средство для транспортировки всего на свете.
Соединив эти три вида живого транспорта в один образ Конька-Горбунка, древние сказочники (есть версия, что П. Ершов лишь литературно обработал сибирские народные сказки) придали ему невероятные способности, вплоть до возможности летать. Волшебство Конька вообще сродни волшебству многих коней, а вот синтез всех транспортных животных Старого Света может быть намёком на то, что объединение регионов, где они использовались, открывает перед человечеством небывалые возможности.
Можно предположить, что подобный образ мог возникнуть гораздо позже, чем в арийские времена, например, в Золотой Орде. Как известно, монголы объединили едиными законами, налогами и торговыми путями около 80 процентов Старого Света. Передвигались ордынцы не на ишаках или верблюдах, а на небольших конях. Но ведь завоевали и Среднюю Азию, где использовались и ишаки, и верблюды. Может быть, именно в ту эпоху был собран этот сказочный образ?
Чьи ножки из избушки растут
Что нам известно про Бабу Ягу? Большинство аналитиков относят её к ведунье, живущей отшельницей в лесу, этакой йогине в юбке. Даже переименовывают её в Бабу Йогу.
Весь её антураж сказочный, но за ним стоит некий образ древней колдуньи, жрицы, своего рода шаманки средней полосы. Она живёт на отшибе, варит зелья, в том числе и наркотические, из мухоморов, общается с животными, которые выполняют её команды, летает на метле и много, очень много знает.
Как правило, именно к ней посылают Василисы и Марьи своих молодых мужей за советом, куда идти, как что-то добыть, кого-то победить.
Почему не старец или йог, а женщина? А кто его знает почему – видимо, отголоски матриархата. Достоверно известно, например, что у древних германцев жрицами были именно женщины, которые не только много знали, но и будущее могли предсказать.
И у древних греков было много жриц, которые не только служили в храмах богам, но и пророчествовали. Одним из самых известных пророков был Дельфийский оракул в Греции. К нему ходили многие за советом, перед тем как начать какое-нибудь важное дело.
Прорицание озвучивала пифия. Перед пророчеством она, омывшись в Кастальском источнике, облачившись в золототканую одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей, спускалась в адитон, где пила воду из источника, жевала лавр, затем садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать.
В этом описании есть одна любопытная деталь – высокий треножник.
Чем не прообраз избы на курьих ножках? Кстати, некоторые исследователи считают, что курьи ножки на самом деле были курными, от слова «курить» – вдыхать дым.
Поэтому образ Бабы Яги вполне собирательный, в котором что-то есть и от шаманов, и от жриц Древней Греции, и от германских племён, да и от деревенских колдуний из русских сёл немало привнесено.
А вот об образе ступы и метлы особый разговор. Наши предки видели, и не раз, полёты комет, болидов, хвостатых НЛО и прочих чудес. Небо у древних было плоским и очень близким. Поэтому представить, что комета, НЛО и прочие световые чудеса являются колдуньей, которая летит в ступе, шумит и всех пугает, было легко.
Зелье из мухоморов, одурманивающий дым, неясные бормотания-заклинания – всё это способы войти в соприкосновение с другим миром, и использовались они в древности в разных культурах. Особенно у шаманов по всему миру. Но и индейские вожди на важных совещаниях курили «трубку мира», а для чего? Может быть, чтобы одурманить и отключить сознание и увидеть мирный исход всех конфликтов, которые им подсказывали духи?
Опьяняющие напитки использовались не только шаманами, но и многими жрецами. Наиболее ярко это описывается в знаменитых ведах арийцев – Ригведах, где более 100 (!) гимнов были посвящены прославлению сомы – дурманящего напитка, который они (риши) готовили у костра. Ни один из двух десятков богов в ведах арийцев не удостоился такого количества гимнов-посвящений, как пьянящая сома. Чем древнее был социум, тем более жёсткие использовались методы отключки: наркотики, сома, дым и т.п.
Надо сказать, и в православных храмах в незначительной степени остались эти способы отключения сознания, но акцент перенесён на монотонные молитвы.
В то же время окуривание кадилом перед службой, причащение вином – всё это традиции древнейших ведических и шаманских обрядов
Эх, судьба лягушачья
Отдельная история – сказочные лягушки. В одной сказке на ней Иван-царевич женился, в другой молодой стрелец Андрей пошёл к ней просить совета. Почему именно к лягушке, а не к какому-то другому живому существу?
Да всё очень просто – лягушка с древнейших времён во многих культурах была символом первозданной неорганизованной иньской силы этого мира, своего рода хаосом, преобразовав который янская сила (царевич или стрелец) и создавали видимый мир. Основа этой мифологии уходит корнями в такие древние представления о создании мира, что определить время их появления невозможно. Скорее всего, эти представления возникли около десяти тысяч лет назад, задолго до появления первых городских цивилизаций.
И здесь можно в шутку сравнить лягушек из двух сказов. В сказке про лягушку-царевну её совсем молодую забирает в жёны Иван-царевич. А вот лягушке из другой сказки повезло меньше. Она триста лет сидела на болоте и состарилась, оставшись старой девой.
Что голова без шеи
В большинстве волшебных сказок при всей яркости образов иванов-царевичей и андреев-стрелков главную роль всё же играют женщины, причём как молодые, так и старые.
Молодые Василисы да Марьи являются главной целью и юного героя, и завистливого царя, и министра, а то и самого Кощея Бессмертного. Вокруг них-то вся интрига и разворачивается. С другой стороны, они являются носительницами главной мудрости, наставляют своих мужей и женихов, как им действовать, приговаривая про утро, которое вечера мудренее. А если не хватает своей мудрости, посылают мужей к матерям да тёткам в леса, т.е. к старой женщине, Бабе Яге. Та уж точно знает: что делать, куда идти.
Эта пара – молодая и старая женщины, дочка и мать, всё и решают в конечном счёте. Именно они управляют событиями, а Иван – лишь орудие, главный исполнитель их замысла и желания.
Откуда такая высокая роль женщин в волшебных русских сказках? Может быть, оттого, что сказки на ночь рассказывают детям женщины, а не мужчины? Почему бы тут свою женскую значимость для детей и не преувеличить? Или это идёт от давних племенных времён, когда именно женщины были главными в религиозных культах? Или ещё глубже – уходит корнями в матриархат, через который прошли практически все культуры мира?
Так или иначе, современная французская мудрость «шерше ля фам» (ищите женщину) имеет очень далёкую предысторию. Роль «женского фактора» в развитии человечества трудно переоценить.