Бизнес и спорт: что общего у них?
Бизнес ближе всего к такому виду человеческой активности, как спорт, с точки зрения доминирования и там и здесь ценности успеха. Как и в спорте, в бизнесе важнее всего достижения и успехи. Главная цель профессионального спортсмена — стать первым, а достижения его измеряются по вполне определенной шкале, от кандидата в мастера спорта до чемпиона мира или олимпийских игр. Для бизнеса не менее важно постоянное измерение уровня своего успеха в сравнении с другими. Уровень, которого достигает бизнесмен, демонстрируется не кубками и медалями, лежащими в шкафу, но показателями долей рынка, оборота и прибыли, отделкой офиса, а зачастую — сопутствующим арсеналом внешних признаков успеха: костюмом, аксессуарами, автомобилем и пр. Спортивные олимпиады и соревнования заменяются рейтингами оборота и прибыли фирм, работающих в одних сферах бизнеса, а высшие спортивные достижения вроде титула чемпиона мира — строками в Книге рекордов Гиннесса, посвященными владельцам наиболее крупных состояний.
Как и в спорте, развитие бизнеса идет в условиях жесткого конкурентного состязания, в повседневной жизни следующего как писаным (в законах) правилам, так и неписаным нормам деловой этики. Спортсмены и бизнесмены одинаково ревниво относятся к достижениям друг друга, поскольку часто победа одного — это исчезновение возможностей для другого. Также пристально изучаются особенности конкурентов, методы их работы, сильные и слабые стороны, намерениярешения.
В бизнесе, как и в спорте — на старте, в массовых состязаниях и дворовом футболе, начинают пробовать себя многие, но остаются профессионалами спорта и бизнеса значительно меньшее количество людей, а в «бизнес высших достижений» проходят лишь единицы.
Различие «индивидуальных» и «командных» видов спорта, существенное для организации тренировок, технологии подготовки и связанное с психологическими особенностями спортсменов (известно характерное высказывание тренеров: «Ты не командный игрок»), может напрямую соотноситься и с организационными формами развития бизнеса, где также на определенных этапах существует возможность выбора между «индивидуальной игрой» руководителя бизнеса и «командным взаимодействием» группы учредителей или акционеров.
Соревнование любого уровня требует грамотной организации, включая разработку правил, обеспечение объективного судейства, решение финансовых вопросов, построение отношений со спонсорами и партнерами. Кроме того, необходимо стимулировать участников и не забыть про награды. В этом смысле спортивные функционеры уже отточили свои навыки и накопили весомый опыт, который сегодня у них перенимают предприниматели.
Такой «объединяющий» взгляд на две сферы — бизнеса и спорта — и создал предпосылки для появления концепции спортинга. Она, как можно догадаться из названия, основана на спортивной идеологии и методологии и подразумевает использование спортивных техник и технологий в бизнесе. Главная идея концепции: спортивный дух — залог предпринимательского успеха. Основной же вопрос спортинга — не «как управлять», а «как побеждать». Такой подход можно назвать симбиозом бизнеса, спорта и этики. Модель строится не на классической последовательности «организация – человек – прибыль», а на иной: «человек – организация – победа».