В наше время дети и подростки все поголовно имеют смартфоны и планшетные компьютеры. А те, кто не имеет, пользуются устройствами родителей. В развитых странах процент детей, регулярно «залипающих» в планшет, доходит до 90%!
«У нас уже считается нормой разрешать ребенку пользоваться технологиями в 2 года. В настоящее время мы видим, что стало очень много 3-4-летних детей, которые к ним уже буквально пристрастились, — говорит Фрэн Уолфиш, детский психотерапевт из Лос-Анджелеса. — Это и умопомрачительно, и немного страшно».
Приводим 10 причин оградить детей от чрезмерного использования планшетов и смартфонов.
1. Это может изменить ваши отношения
В период от нуля до двух лет мозг ребенка увеличивается в размерах в три раза. Чем чаще он слышит голос родителей, тем быстрее в нем формируются новые нейроны. И тем проще мозгу строить внутри себя новые пути, которые затем понадобятся в школе и будут нужны для установления нормальной эмоциональной связи с другими людьми.
Но у детей, которые проводят перед экраном слишком много времени, дела с этим идут не очень хорошо. «Нервные пути детей, с раннего детства пристрастившихся к технологиям, развиваются не так, как должны. По мере взросления это приводит к проблемам с концентрацией, с самооценкой. Когда они вырастают, им становится сложно строить личные отношения», — говорит врач Дениз Дэниелс.
2. Технологии становятся их первым «наркотиком»
«Самое замечательное свойство технологий — в том, что в виртуальном мире вы всегда можете делать что-то новое — и так до бесконечности, — говорит доктор Гэри Смолл, профессор психиатрии и директор Центра долголетия при Калифорнийском Институте Неврологии. — Поэтому им так трудно отказаться от их использования».
Смартфоны и планшеты позволяют малышам получать всё, что они хотят, одним нажатием на дисплей. Технологии не учат их умеренности и контролю над импульсами. Личность привыкает к технологиям моментально, но, в отличие от вас, у детей нет опыта в том, что касается самоограничений.
А ведь они ребёнку очень нужны! Фактрум писал о важности самоконтроля здесь.
3. Взрывы истерики
Если у ребенка есть зависимость, то есть и склонность закатывать истерики каждый раз, когда вы отбираете у них любимую игрушку. Они становятся одержимыми, а потому могут быть раздражительными в любом возрасте.
Давая малышу смартфон или планшет, чтобы успокоить его, вы берете лишь временную передышку и усугубляете проблему в самом ее корне. «Если гаджеты становятся лучшим способом успокоить и отвлечь ребенка, то как он будет развивать свои собственные внутренние механизмы саморегуляции?», — спрашивает доктор Дженни Рэдески.
4. Они мешают им спать
Ни для кого не секрет, что использование смартфонов, планшетов или ноутбуков перед сном вредит его качеству. Свет, который излучают экраны, подавляет выработку гормона под названием «мелатонин» и тем самым сдвигает цикл сна и бодрствования.
«Уже доказано, что использование электронных устройств в вечернее время негативно влияет на качество сна и на наши циркадные ритмы», — объясняет невролог Энн-Мари Чан.
5. Это влияет на их способность к обучению
По мнению исследователей, смартфоны вредят способности ребенка к обучению, потому что постоянно отвлекают их, рассеивают их внимание.
«Эти устройства также заменяют собой свободный мыслительный процесс. Это когда ребенок осмысливает происходящее в его жизни. Отсутствие или недостаток такого опыта снижает скорость развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков. А они важны для обучения — особенно, для математики и физики», — добавляет доктор Дженни Рэдески из Бостонского университета.
6. Это лишает его возможности задумываться о последствиях своих действий
Если вы постоянно общаетесь онлайн, то вряд ли способны установить с человеком сильную социальную связь. Вы же не чувствуете его интонацию, не слышите изменений в его голосе, не наблюдаете подсознательно за его языком тела и выражением его лица. И вы не получаете доступ к его феромонам.
«Это все — основа для установления человеческих взаимоотношений. Но мессенджеры не дают ничего из этого, — говорит психолог Джим Тейлор. — Дети тратят слишком много времени на общение в интернете, но не развивают свои разговорные навыки при этом. Связь устанавливается только на словах, но не на эмоциональном уровне».
7. Это увеличивает вероятность развития психических заболеваний
Когда все онлайн, и когда все унижают друг друга публично, а не лично, очень легко сойти с ума. У явления даже появился термин — «кибер-буллинг». В интернете есть тысячи форумов, где подростков унижают из-за того, что они чем-то отличаются от остальных.
Эксперты утверждают, что большое количество времени, которое дети уделяют гаджетам, является фактором риска для развития детской депрессии, тревоги, отсутствия привязанности к родителям, синдрома дефицита внимания, психоза и других проблем с поведением.
8. Это может привести к ожирению
Чтобы выйти в интернет, не нужно двигаться. Напротив, лучше всего это делать, сидя на стуле или лежа на диване. Вы залипаете и можете несколько часов подряд почти совсем не двигаться. Разумеется, это вносит свой вклад в прибавку веса.
По данным одного исследования, дети, которым разрешено выходить в интернет из своей спальни, на 30% чаще страдают от ожирения.
Когда ребенок становится толстым, у него появляется много других проблем. Его начинают оскорблять одноклассники, и из-за этого он еще больше сосредотачивается на виртуальной реальности. Получается замкнутый круг.
9. Это делает их агрессивными
Современные дети все меньше способны проявлять сочувствие. Особенно те, чьи родители никак не регламентируют их отношения с девайсами. Таким детям комфортнее в мире онлайн, где убивать много других детей — это нормально.
Существует огромное количество жестоких видеоигр, которые могут уменьшить чувствительность детей к насилию.
В результате некоторым детям начинает казаться, что агрессивное поведение — это нормальный способ конкуренции и решения проблем.
10. Технологии провоцируют социальную тревожность
Развитие социальных навыков критически важно для общего успеха ребенка. Если дети слишком нервничают из-за их взаимодействия с другими людьми, это может препятствовать их способности становиться лучше.
Ребёнок должен постоянно вживую общаться со своей семьей, с другими детьми своего возраста. Он должен учиться считывать выражения лица и язык тела. Должен учиться проявлять сочувствие и уметь вести себя непринужденно в компании других людей, когда вырастет.
«Детям, как и всем нам, нужно общение лицом к лицу, — резюмирует Дэниелс. — Если они не будут учиться выражать себя и свои эмоции без технологий, то серьезно ограничивают себя».