Величайший комик ХХ века Чарли Чаплин еще при жизни стал легендой мирового кинематографа. Маленький человечек в непомерно широких штанах, огромных ботинках, усы, напоминающие обувную щетку, котелок и тросточка, невыразимая печаль в глазах – таков его герой, мечтающий «о красивой любви и приключениях». Фильмы Чаплина уникальные, он мастерски создавал их как режиссер, сценарист, композитор и актер, порой исполняя несколько ролей одновременно. Они до сих пор волнуют зрителя, заставляя смеяться и плакать, позволяют взглянуть с другого ракурса на бытовые проблемы, везение и невезение и, подобно герою Чаплина – Бродяге, вселяют мысль не сдаваться и не унывать. 16 апреля 2014 отмечается 125-я годовщина со дня рождения Чарли Чаплина. К этой дате вспомним 15 культовых его фильмов.
Впервые в образе Бродяги Чарли Чаплин предстал в короткометражной комедии «Детские автомобильные гонки» (1914). Его герой пришел поглазеть на интересное действо, а вместо этого превратил это мероприятие в веселое времяпрепровождение. Стремясь попасть в кадр ведущейся съемки, он внезапно оказывается на треке, повергнув в бешенство одних и рассмешив других зрителей соревнований. Невероятные акробатические трюки, глупые рожицы, нелепые позы и жесты, смешная походка… Его герой падает, кувыркается, но вновь маячит перед камерой как ни в чем не бывало. Зарплата Чаплина составляла 150 долларов в неделю.
Странствующий музыкант, мечтающий о романтике и любви, создан Чаплиным в короткометражной комедии «Скиталец» (1916). С помощью нот бродяга рассказывает прохожим свою грустную историю, но им нет дела до его переживаний. А конкуренты по цеху вечно прогоняют его. Жизнь парня меняется, когда он спасает от цыган хорошенькую девушку…
В короткометражной комедии «Исцеление» (1917) Чарли Чаплин играет богача, приехавшего лечиться минеральными водами. Однако вместо целебного источника, он прикладывается к огненной жидкости, отчего постоянно подшофе. Понятно, что его герой приехал не для лечения, а для поиска новых впечатлений, коих он получил на полную катушку. Комедия случайности, где вся цепочка событий спонтанна и непредсказуема, – лучшее лекарство для человечества, стоит только лишь посмотреть гениальные фильмы великого Чарли.
Бродяга-иммигрант предстает перед зрителем в одноименной короткометражной комедийной мелодраме 1917-го. Герой Чарли переезжает на корабле в Штаты. Пересекая Атлантику, он попадает в курьезные ситуации, из которых он выходит победителем. Чаплин первым показал, что такое на самом деле «американский рай» и как он «рад» бедолагам, скитающимся в поисках счастья.
В короткометражной комедии «Искатель приключений» (1917) Чаплин сыграл беглого преступника. Его маленький человечек противостоит стражам правопорядка, он все время в движении – спасается от погони, закапываясь в песок, обороняется от преследователей, сбрасывая полицейских с обрыва, протягивает руку помощи утопающим, сам чуть не оказываясь поглощенным пучиной морских вод. Но вот кажется и конец мучениям – судьба благоволит герою, спасенные оказались аристократами и приютили его, но это не конец его приключений.
В короткометражной комедии «Собачья жизнь» (1918) Чарли показывает своего бездомного человечка в поисках работы. Известный французский киновед Пьер Лепроон так охарактеризовал героя Чарли: он «однако, не унывает, хотя весь свет против него. Он ищет места. Сцена в конторе по найму прислуги настолько горька, что смех замирает на устах. После бесполезной и непрестанной беготни Чарли остается один посреди пустого зала. Его поза и жест выражают в одно и то же время и безразличие и отчаяние, которые так часто повторяются в его более поздних фильмах. Выражение этих чувств как бы сдерживается боязнью впасть в драматизм и поражает еще сильнее … Почти сразу после этого показывается свора собак, подравшихся из-за кости. Понял ли кто-нибудь, что вложил автор в это смелое сопоставление? Беспощадный реализм выражает всю жестокость жизни, безжалостную борьбу тех, кто вынужден зарабатывать себе на пропитание: безработные люди и бездомные псы…»
В комедийной драме «Малыш» (1921) Чарли сыграл Бродягу, нашедшего на помойке грудничка и после неудачных попыток пристроить ребенка в хорошие руки оставившего его у себя. Мальчик вырос, но все так же отец и сын живут в ночлежке одной семьей. Доброе сердце маленького Бродяги не позволило ребенку пропасть, и скоро его ждет щедрое вознаграждение. А пока им предстоит вместе зарабатывать себе на пропитание… Трогательная история души, сыгранная без слов, – еще один нравственный урок от великого Чарли.
В комедии «День зарплаты» («День получки») (1922) Чарли предстал в образе рабочего на стройке, которого все обирают – и любимая жена, и прораб. Однажды, утаив заначку от супруги, он потратил денежки на расслабуху в баре. Выйдя оттуда навеселе, бедняга не смог попасть ни на один трамвай и вернулся домой под утро. Поспать бедолаге так и не пришлось…
В комедийном вестерне «Золотая лихорадка» (1925) Бродяга Чарли отправляется на золотые прииски Аляски, чтобы покорить сердце возлюбленной. Чего только не предстоит испытать его герою: ему придется и ботинки собственные отваривать, и гвозди обсасывать, и дрожать от холода, но он все одолеет ради прекрасной цели.
В трагикомедии «Цирк» (1928) Бродяга, спасаясь от полицейских, прибился к труппе циркачей. Его бездомный и брошенный герой вдруг ощущает свою нужность, даря зрителям свою душу, а вместе с ней и позитивное настроение, но это всего лишь на короткий срок, пока труппа гастролирует в городке. И снова тоска и пронзительное одиночество… «Цирк» стал одним из самых успешных фильмов в эпоху немого кино, выручив 3,8 миллиона долларов.
В комедийной мелодраме «Огни большого города» (1931) его Бродягу по неведению принимают за богача. Отдав за цветок слепой флористке свои последние деньги, не взяв даже сдачи, он дарит надежду девушке на счастье. Благородный поступок героя достоин истинной похвалы, и скоро судьба сжалится над ним – он спасет от суицида пьяного миллионера, а потом еще не раз выпадет ему «счастливый» шанс заработать деньги на лечение своей больной подруги. Прозрение удивило ее – цветочница увидела перед собой жалкого человечка с большим сердцем. Этот фильм занимает первое место в рейтинге 10 лучших романтических комедий по версии AFI, а в 1991-м он был включен в Национальный реестр фильмов США.
В комедии «Новые времена» (1936) его герой сходит с ума из-за бешеной скорости конвейера, за которым он работал и оказался втянутым в механизм. Но злоключения Бродяги на этом не закончились: после лечения в психушке он попал в тюрьму, освободился и снова угодил в кутузку, и снова череда заточений и счастливых освобождений вместе с прекрасной героиней. Бродяга Чаплина, достойно встречая удары судьбы, не отчаивается, используя негатив в свою пользу, и смотрит в будущее с оптимизмом.
В политической сатире на Гитлера «Великий диктатор» (1940) Чаплин сыграл бедного парикмахера, точь-в-точь похожего на пришедшего к власти сатрапа Аденоида Хинкеля. Два совершенно противоположных образа: еврея и антисемита, поменявшихся местами. Накануне Холокоста фильм Чаплина прозорливо показал всю безжалостность и антигуманность фашистского режима. Позже в своей автобиографии Чарли писал, что не смог бы смеяться над нацистами, если бы знал, что творилось в концлагерях.
В комедийно-криминальной драме «Мсье Верду» (1947) Чаплин сыграл главного героя Анри, бывшего банковского служащего, вставшего на преступный путь. Оставшись без работы в годы Великой депрессии, чтобы содержать прикованную к инвалидной коляске жену и школьника-сына, Верду стал брачным аферистом. Он находил в разных частях Франции одиноких богатых дам, представлялся им холостяком, обольщал, женился и, завладев их состоянием, со временем избавлялся от «подруг жизни» при помощи яда. Так же хладнокровно расправился новоявленная синяя борода с полицейским, вышедшим на его след. Но кара настигает нашего героя, когда все его состояние пошло прахом, а любимые люди умирают, ему ничего не остается, как явиться с повинной. Чаплин сумел сыграть своего героя так, что зрителя охватывают совершенно противоречивые чувства – от восхищения до отвращения. Его серийный убийца одновременно обаятелен и добр, зол и мерзок, его есть за что пожалеть и за что ненавидеть.
В мелодраме «Огни рампы» (1952) Чарли предстал в своем излюбленном амплуа – клоуна Кавальеро, спасающего от суицида свою девушку танцовщицу и помогающего ей ощутить всю прелесть бытия, одновременно дающего потрясающий урок жизнелюбия зрителю. В 1953 году фильм был номинирован на «Оскар» в категории «Лучшая оригинальная драматическая запись», но только спустя 20 лет получила эту награду.
Автор: Наталья Ханина