Французский математик выяснил, почему все хипстеры одеваются и ведут себя одинаково, несмотря на их стремление к уникальности
Молодежная субкультура хипстеров возникла под девизом уникальности и подчеркнутой дистанцированности от массовой культуры и моды. Но практически все хипстеры, будь то в России, США или Европе, выглядят практически одинаково, слушают и читают одну и ту же музыку и книги и схоже себя ведут. Хипстеры реагируют на новые веяния в массовой моде и культуре не мгновенно, а с некоторой задержкой, из-за чего они всегда принимают одни и те же решения, доказывает ученый из Института здоровья и медицинских исследований Франции Джонатан Тубуль.
Сегодня считается, что первые хипстеры появились в начале текущего столетия в Соединенных Штатах, откуда эта «мода быть немодным» распространилась по всем остальным уголкам земного шара. К середине 2000 годов, как писал обозреватель журнала TIME еще в 2009 году, сложился классический облик хипстера — молодого человека в декоративных или настоящих очках с толстой роговой оправой, одетого в футболку и джинсы, кеды Converse, предпочитающего смотреть артхаус-кино и слушать инди-музыку, потребляя дешевое пиво.
Сейчас, в 2014 году, как пишет Тубуль в статье, опубликованной в электронной библиотеке Корнеллского университета, все хипстеры выглядят и ведут себя практически одинаково, несмотря на стремление быть уникальными. Его заинтересовал этот феномен «одинаковой неодинаковости», и он попытался раскрыть его сущность и причины возникновения, используя методы и инструменты математики, физики и нейрофизиологии.
Тубуль обратил внимание на то, что поведение хипстеров и представителей многих других субкультур во многом аналогично тому, как ведут себя системы из множества однотипных и похожих друг на друга элементов в мире природы и биологии. В качестве примера исследователь рассматривал сообщества нейронов, которые обмениваются информацией в мозге человека, поведение электронов внутри магнитов и сплавов из обычных металлов и магнитных материалов и так далее. В таких системах, по словам математика, есть конформисты, ведущие себя так же, как и большинство других частиц, и свои хипстеры.
Главная черта этих биологических и физических нонконформистов, объясняет ученый, заключается в том, что их поведение зависит от того, что происходит, что делают или куда движутся все остальные элементы системы. Благодаря этому нейроны-«хипстеры» или песчаные гранулы-«нонконформисты» действуют или двигаются всегда с некоторой задержкой. Нечто подобное происходит, по его мнению, и с реальными хипстерами — они не меняют свою одежду и музыкальные предпочтения до тех пор, пока что-то не изменится в массовой культуре и они об этом не узнают.
Фото: Thomas Peter / Reuters
В качестве доказательства этой гипотезу Тубуль приводит простейшую компьютерную модель — беспорядочный набор из нескольких тысяч «умных» электронов, спин которых может случайным образом меняться с -1 на +1. Часть из этих электронов стала по воле жребия «конформистами», а другие частицы были объявлены «хипстерами». Все электроны могли видеть, каким спином обладают представители их непосредственного окружения, но не далекие от них частицы. Соседи электронов не были безликими — каждой частице был присвоен свой собственный вес — образно выражаясь, часть из них была авторитетами в вопросе выбора (или не-выбора) «спина» для них.
Как показали наблюдения за поведением электронов-«хипстеров», они начинают напоминать реальных представителей молодежной субкультуры, впадая в цикл синхронного «коллективного нонконформизма» только в том случае, если они будут реагировать на тренды среди частиц-«конформистов» не сразу, а с некоторой задержкой, что подтвердило его гипотезу.
Происходит ли это в реальности? Несомненно, считает Тубуль. По его словам, «настоящий» хипстер не смог бы существовать в современном мире — тренды в моде, музыке, литературе и кино меняются практически ежесекундно, и у него просто не было бы времени на их изучение, адаптацию к ним и выработке своей собственной уникальной позиции. По этой причине хипстеры начинают следить за тенденциями не в тот момент, когда они появились и начали распространяться, а через некоторое время и с большой задержкой — хипстерские журналы и даже заметки в блогах выходят далеко не сразу после появления нового тренда.
По этой причине хипстеры практически всегда придерживаются устаревших и не отвечающих текущей ситуации представлений об облике массовой культуры, которые они получают примерно из одних и тех же источников и в одно и то же время. Грубо говоря, когда хипстеры открывают для себя какое-то новое веяние в массовой культуре, оно уже устоялось и распространилось среди большого числа окружающих их людей. Из-за этой же задержки они ничего не знают о том, что думают о свежем тренде в массовой культуре другие нонконформисты, поэтому уже успевшая устареть позиция мейнстрима остается для них единственным фактором, предопределяющим изменения в их стиле одежды и предпочтениях в музыке, кино и книгах. По сути, хипстеры создают с некоторой задержкой его зеркальное отражение.
Сам ученый сравнивает феномен «коллективного нонконформизма» хипстеров с тем, что происходит в мозге человека в момент эпилептического припадка, возникающего в результате ненормальной и неожиданной синхронизации в работе огромного количества нервных клеток. По его словам, нечто подобное может существовать не только среди хипстеров и в головах эпилептиков, но и среди игроков на рынке ценных бумаг и в других сферах жизни. Данный факт, в принципе, можно обратить на пользу себе, используя его для предсказаний колебаний в котировках акций или для победы на политических выборах.
Источник: rusplt.ru