Задвижки — широко используемый тип запорной трубопроводной арматуры, в которой подвижная запирающая часть двигается перпендикулярно ходу рабочей среды. Они устанавливаются на любые виды трубопровода самого разного диаметра (15-2000 мм) в различных сферах деятельности, как в ЖКХ, так и на водоснабжающих и энергетических системах, в которых давление может доходить до 25 МПа, а температура превышать 500 оС. Задвижки могут различаться в зависимости от движения шпинделя и устройства запорного элемента.
Массовое использование задвижек обусловлено достоинствами данного оборудования:
— относительная простота устройства;
— приемлемая строительная длина;
— может функционировать в самых различных условиях;
— незначительное гидравлическое сопротивление, что особенно важно для магистрального трубопровода, в котором среды транспортируются с большими скоростями.
Тем не менее, у данных механизмов есть свои недостатки:
— относительно быстрый износ уплотнительных поверхностей, при этом ремонт проводить в период их эксплуатации довольно сложно;
— значительная строительная высота, что в большей степени характерно для арматуры с выдвижным шпинделем, в которой ход затвора не может быть меньше диаметра прохода;
— продолжительный процесс открытия и закрытия.
Задвижки во время работы могут находиться только в двух положениях: «закрыто» или «открыто», так как это запорная арматура, но в некоторых случаях допускается их использование для регулирования рабочей среды.
В основном производят задвижки с диаметром отверстия равным диаметру труб, на которые они будут устанавливаться. Такая арматура называется полнопроходной. Тем не менее, в некоторых ситуациях, например, когда необходимо снизить крутящий момент, с целью управления оборудованием, и для минимизации повреждений уплотнителей, используются суженная арматура. При этом незначительный рост гидравлического сопротивления практически не оказывает влияние на функционирование системы, однако не рекомендуется устанавливать такую арматуру на магистральные трубопроводы с большими диаметрами.
Широкое распространение получило ручное управление задвижками, кроме этого на них могут монтироваться гидро- или электроприводы, очень редко – пневматические приводы. На трубах больших диаметров для облегчения процесса «открытия-закрытия» на задвижках со штурвалом устанавливают дополнительно редуктор.