«ОГРОМНЫЕ ЗАРАБОТКИ НАШИХ АРТИСТОВ — БАЙКИ»
— Знаешь, у меня мама была мудрая. Она говорила: самые несчастные люди, это бедные люди, у которых нет денег, — так начал Джигарханян без всякого вступления. — Я раньше часто был за рулем и однажды доехал до Венгрии. Познакомился с венгерским товарищем, который был знаком с нашим бывшим министром сельского хозяйства, до сих пор помню его фамилию — Месяцем Валентином Карповичем. В Венгрию министр приехал изучать сельское хозяйство. И потом спросил у своих венгерских коллег: «Зачем вы это делаете?». В смысле, такое передовое производство продуктов. Мой знакомый ему отвечает: «Как зачем? Сельское хозяйство — это же еда, сытые, довольные люди…». Месяц на него посмотрел задумчиво: «Народ должен быть голодным», — поставил он точку в бессмысленном споре. На самом деле теория, что вот тебе, раб, кусок хлеба и вперед на галеры, очень верная. Актер должен быть голодным…
— И это говорите вы?! Самый успешный киноартист России. Даже в Книгу рекордов Гиннеса попали за то, что больше всех снимались в кино…
— Что ты хочешь этим сказать?
|
— Что артисты хорошо зарабатывают. Во всяком случае те, которые много снимаются. Например, Машков, Хабенский…
— Они обманули и тебя тоже. Американцам платят миллионы долларов. А нашим… Я был свидетелем, когда великий Михаил Ульянов получал на «Мосфильме» гонорар за одну из лучших своих картин. Ему выплатили 3 тысячи 542 рубля. Это еще советскими деньгами, когда автомобиль «Жигули» стоил около 5 тысяч рублей. Ульянов получил почти цену машины. Тогда это казалось немало, а на самом деле — с гулькин нос для артиста его масштаба. Так что огромные заработки наших артистов — это байки. Не верь им. Я, конечно, не знаю, сколько платят Машкову, но думаю, что у нас больших денег на искусстве на заработаешь.
|
«САМОЕ СТРАШНОЕ — ЭТО НАГЛОСТЬ»
— Тогда давайте погорим о высоком. В Театре под руководством Армена Джигарханяна выходит новый спектакль «Чума на оба ваши дома». Когда-то эта пьеса Григория Горина шла в театре им.Маяковского, где вы были ведущим артистом…
— Не ищи связи. Простое совпадение. Я был свидетелем, когда Горин принес эту пьесу Андрею Гончарову (режиссер и художественный руководитель театра им.Маяковского — ред). И Гончаров тогда сказал, что это оперетта, хохма. Поэтому, когда сейчас мне эту пьесу предложил актер и режиссер Сергей Виноградов, я ему без церемоний объявил: «Есть мнение, что это ерунда, но давай попробуем. Если не получится, извини, Сережа».
|
А когда увидел готовый спектакль, мне все понравилось. Там такие настоящие страсти, такое… натуральное сливочное масло. Не КВН.
— В своих оценках вы часто сравниваете театр с КВН. Что это значит?
— Самое страшное — это наглость. Когда актер не умеет или не понимает, как играть, но зато громко кричит, даже не пытаясь приблизиться к сути. КВН правду не расскажет, там одна видимость. Поверь мне, я в театре работаю 60 лет. Ты знаешь, что Отелло у Шекспира черный? (Я киваю головой). Умница. А знаешь, что великий Лоуренс Оливье для того, чтобы играть Отелло, красил себе язык?..
— Для чего? — теряюсь я в догадках.
|
— Вот именно для чего?
— Самое простое, что приходит в голову: чтобы лучше была видна его смуглая кожа. Отелло же мавр…
— Я думал, что ты умнее. Ответа нет! Когда Лоуренс Оливье приехал в Москву, кто-то из наших критиков про это написал. Был подробный разбор и интересные рассуждения, почему он красил язык. Кто-то добрался до «истины», что язык что-то важное отражает. Но я думаю, Оливье это делал для того, чтобы войти в материал. У черного Отелло другая генетика, не такая, как у англичанина Оливье. Творчество очень странный процесс. Что такое хороший артист? Это человек, которому ничего не стыдно. Даже его пороки могут перейти в нужное качество, если актер талантливый. На твоих глазах он плачет, смеется, ерничает… Он тебя соблазняет, уговаривает, воздействует своим обаянием. Вот тогда получается искусство. В КВН такого соблазна нет. Там другие задачи — посмешить, похохмить. Ты знаешь, что такое меймун?
— Не знаю…
— Я тебе дарю это слово. По-турецки, оно означает обезьяна. Все, что мы видим в так называемых рейтинговых программах, телесериалах и, к сожалению, часто на сцене театра — это меймунство. Обезьянничание.
|
— Ну, наверное, не все… Вы вообще телевизор смотрите?
— Очень много смотрю. Для того, чтобы понимать, как не надо делать. Там главное сенсационность. Поднять шухер. Но это не талантливо, а главное — опасно. И знаешь, с чего это началось? Когда наш вождь и учитель Владимир Ленин объявил, что каждая кухарка может управлять государством. В переводе на современный язык: кухарка диктует моду, вкусы, запросы. Но если кухарке, дать власть, — она так успеет нагадить, что не хватит сил за ней подчистить.
«ЛЮБОВЬ НИЧЕМ ЗАМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»
— У вас есть друзья, например, с бывшими коллегами по театру им.Маяковского поддерживаете связь?
— У меня очень узкий круг. Если говорить совсем уж честно, друзей у меня нет. Не нуждаюсь. Мне с собой интересней. Я себя слушаю, размышляю, мучаюсь. Потом выхожу на сцену и там разговариваю со зрителями. В Сенеке (спектакль «Театр времен Нерона и Сенеки» — ред.) я лучше, чем в жизни. Хороший актер не тот, который показывает, а тот, который скрывает. А какой я на самом деле, это не дай Бог.
|
— Вы как-то сказали в интервью, что хороший артист всегда играет свою проблему, свою боль. Чем это боль острее, тем интересней на артиста смотреть. Какую проблему сейчас бы хотел сыграть или скрыть Армен Джигарханян?
— Любое творчество — это тайна, а ты хочешь получить готовый ответ. Может быть, моя проблема — мой будущий хлеб с небольшим куском сала. Я живу 80 лет на свете и до сих пор не могу понять, почему Шекспир убил Ромео и Джульетту. Почему их счастья не состоялось? Есть в жизни такие вещи, которые нельзя восстановить.
— Например, отношения?
— Они тоже имеют свои пределы.
— В прошлый раз вы рассказывали, что ваша жена Татьяна, с который вы прожили больше 40 лет, живет в Америке. Что у вас есть американская грин-карта и дом в Далласе. Одноэтажный из семи комнат, который вам подарил друг. Что вы счастливы… А сейчас? С женой расстались….
— Семь комнат сразу вычеркни. Или ты меня с кем-то путаешь, или, когда я тебе рассказывал, я был в лоскуты пьян. Всего три комнаты в этом доме. Мне его не дарили, я взял деньги в долг и купил. Грин-карты у меня уже нет, потому что давно не летаю в Америку. Что касается всего остального… Мы же с тобой знаем, что в жизни всякие процессы протекают долго. Мы привыкаем, отвыкаем… Когда шесть лет назад я лежал с инсультом в больнице, из Далласа мне никто не позвонил, даже не поинтересовался, как я там… Жив ли? Все остальное, не твоего ума дело. Одно могу сказать, сейчас мне хорошо.
— Это вы про личную жизнь?
— Про жизнь вообще! Актерская жизнь гораздо лучше, чем, например, общественная. Еще Михаил Ульянов меня уговаривал пойти в депутаты, мол, это очень важно, потому что там (Армен Борисович показывает пальцем наверх — Ред.) решаются судьбы страны.
|
— И вы?
— Я внимательно его слушал, потому что очень уважал Ульянова. И потом, что такое Госдума? Тогда это мало кто понимал, как и теперь — тоже. Ульянов мне говорил, что каждый месяц я буду получать 48 тысяч рублей. А у меня в театре зарплата была копейки. Утром, днем и ночью у моего дома будет стоять персональная машина. Он почти меня уговорил, соблазнил, как настоящий великий актер. Но у меня был друг, который мне сказал: ни в коем случае не иди в депутаты. И я отказался. Ты знаешь, я даже не был комсомольцем?
— Сумели проскочить?
— В Ереване это было легче, чем в Москве. Армяне не партийная нация. У нас была пионервожатая — Гохарик Вениаминовна, такая сисястая, с попочкой. Я учился в 8-м классе. Мне было уже 14 лет. И Гохарик Вениаминовна однажды мне говорит, что мы должны вступить в комсомол. При этом несколько раз она подозрительно громко повторила — добровольно. Это было ключевое слово. Я ее спросил, если это добровольно, мы можем не идти в комсомол. «Да, — сказала пионервожатая. — Но учтите, за это вам могут отрезать … уши». «Тогда мы с моим приятелем Амаяком не пойдем в комсомол, — говорю я. — Потому что там надо платить взносы. А двадцать копеек — это деньги». Я не пошел в комсомол. И в партию тоже не пошел, как ни уговаривали. Я сильный человек и на меня не надо давить.
|
— Несколько лет назад умер ваш любимец кот Фил. Вы нашли ему замену?
— Страшные слова ты говоришь! Замену не хочу искать. Это — любовь, а любовь ничем заменить нельзя.