Главный киносюжет о науке, порождающей неконтролируемых монстров – это, безусловно, «Франкеншейн», впервые поставивший ребром вопрос этической ответственности ученых за свои изобретения. Вместе с тем Виктор Франкенштейн – далеко не единственный представитель племени безумных гениев, ставящих результаты научных изысканий выше, чем собственную безопасность. Мы вместе с порталом Film.ru вспомнили другие нашумевшие хорроры о лабораторных экспериментах, закончившихся очень плохо.
Тем, кто считает генную инженерию богопротивным делом, несомненно понравится «Химера» Винченцо Натали. Двое биохимиков, конструирующих гибриды различных живых существ путем смешения их ДНК, совершают качественный прорыв в своих исследованиях. Чтобы закрепить успех, Клайв и Эльза решают добавить к уже опробованной смеси еще и человеческие гены – и получают кошмарное хвостатое существо на птичьих ногах, вполне антропоморфное по виду, но вместе с тем умеющее жалить, летать, дышать под водой… и даже произвольно менять пол. Гибрид стремительно взрослеет и эволюционирует, и очень скоро незадачливым «родителям» становится ясно, что они открыли ящик Пандоры, захлопнуть который им уже вряд ли удастся. Если рассматривать сюжет «Химеры» как метафору, на ум приходит не только история Франкенштейна (куда же без нее), но меткое и замечание, высказанное одним из персонажей комедии «Четыре комнаты»: «Дети – это головная боль!»
Невидимка (Hollow Man, 2000)
Талантливый ученый Себастьян Кейн близок к решению задачи, поднятой в романе Герберта Уэллса «Человек-невидимка»: ему разработать удается не только средство, делающее животных невидимыми, но и антидот, возвращающих им обычный вид. На радостях Кейн делает инъекцию себе самому и обнаруживает, что антидот, успешно опробованный на обезьянах, на человека не действует. Коллеги пытаются вернуть ученому видимость, для чего тому приходится поселиться в лаборатории, но превращение из вожака в «подопытного кролика» негативно сказывается на психике Кейна – невидимка начинает сходить с ума и ненавидеть свою команду, ограничивающую его свободу во избежание «выноса сора из избы». Вместе с тем до Себастьяна доходит, что невидимость является большим подспорьем в совершении преступлений, и чувство вседозволенности стремительно разрушает его моральные принципы. Единожды перейдя грань, он больше не хочет возвращаться обратно, и горе тому, кто встанет на его пути.
Несмотря на то, что «Невидимка» — весьма смотрибельный сай-фай-хоррор, украшенный «жестким» режиссерским стилем Пола Верхувена, все же превращение протагониста в антагониста вышибло многих зрителей из седла. Сам режиссер позже признал , что из-за непрекращающегося бодания с продюсерами, требовавшими смягчения акцентов, у него получился странноватый сплав голливудского кино с авторским (а на деле ни то, ни другое). Как бы там ни было, все минусы фильма были сдобрены богатыми спецэффектами, на которые ушло больше половины 95-миллионного бюджета – благодаря им «Невидимка» заслужил достаточно уважительные рецензии и был удостоен номинации на «Оскар». Также вдогонку был выпечен дешевенький сиквел с Кристианом Слейтером, правда, вышедший сразу на DVD и никакого успеха не имевший.
Особь (Species, 1995)
Что бы вы сделали, получив из космосу формулу внеземной ДНК? Похоже, двух вариантов тут быть не может. Во всяком случае ученые из фильма «Особь» не видят никакого иного выхода, кроме как немедленно протестировать находку в полевых условиях. В секретной лаборатории ими создается гибрид пришельца и земной женщины, от которого ожидают неких научных откровений. Экспонат по имени Сил оказывается прытким: с космической скоростью вымахав в сексапильного вида барышню, умеющую в нужный момент перевоплощаться в кошмарного монстра с тентаклями, подопытное существо вырывается на волю и бежит размножаться, оставляя за собой след из растерзанных трупов. Команда бестолковых «экспертов», отряженная для поимки Сил, мало что здесь может сделать: эту смесь женщины и безжалостного космического существа, убивающую своих любовников после спаривания, чрезвычайно трудно уничтожить. А три сиквела, сопроводивших картину, как бы намекают нам, что выпущенный из бутылки джин – это навсегда.
Довольно дурацкий фантастический хоррор с обилием обнаженки, посредственными спецэффектами и неплохими актерами в главных ролях стал звездным часом для Наташи Хенстридж и заработал нечто вроде культового статуса – не в последнюю очередь благодаря тому, что дизайн существа создал швейцарский художник Х.Р. Гигер, ранее придумавший образ твари из фильма «Чужой». Сам Гигер признавался, что использовал в «Особи» наработки, изначально рисовавшиеся именно для «Чужого», но отвергнутые режиссером по причине «чрезмерной сексуальности». Так что если вам интересно, каким изначально задумывался знаменитый элиен, посмотреть «Особь» вам определенно не помешает.
Человеческая многоножка (The Human Centipede (First Sequence), 2009)
Иной раз ученым в голову приходят совершенно больные идеи – например, что случится, если сшить нескольких человек в одну длинную многоножку? Не особо задумываясь над практической пользой такого сшивания, немецкий доктор Хейтер (в котором угадываются черты нацистского врача-садиста Йозефа Менгеле) похищает несколько иностранных туристов и превращает их у себя дома в единый организм. Правда, сшивать людей оказывается сложнее, чем лабораторных собак – Хейтеру, у которого нет даже помощников, приходится дорого заплатить за свое научное любопытство…
Довольно омерзительный бади-хоррор, казавшийся одноразовой шуткой, в итоге получил два сиквела, в каждом из которых количество подопытных «пациентов» росло, и многоножки получались все длинней. Чтобы добыть денег на первую ленту, голландскому режиссеру Тому Сиксу пришлось соврать инвесторам насчет ее содержания, а знаменитый критик Роджер Эберт отказался выставлять ей какую-либо оценку, поскольку просто не нашел подходящих слов. Зато сегодня, когда «Многоножка» превратилась в изобретательно выстроенную трилогию, ее ругают гораздо меньше: да, ужасное кино, циничное и омерзительное, но культовое, чего уж там.
Эффект Лазаря (The Lazarus Effect, 2015)
Группа молодых ученых занимается ни много ни мало – воскрешением мертвых. Полученная ими «сыворотка Лазаря» помогает вернуть к жизни размороженный труп пса, но затем по трагической случайности гибнет непосредственная участница эксперимента, Зои. И, конечно, ее тоже решают оживить. Вернувшаяся к жизни Зои ведет себя странно и вообще, кажется, не рада, что ее реанимировали. Возможно, это вовсе и не Зои уже. Скоро выясняется, что она обладает набором сверхспособностей – и девушке не потребуется много времени, чтобы обратить их против своих коллег.
«Эффект Лазаря» вполне современно сделан и разыгран неплохими актерами, единственная и основная его беда – весь сюжет считывается уже в первые 10 минут. А спойлерный постер ленты не оставляет ей вообще никаких твистов – с первого взгляда на него становится очевидно, что Оливия Уайлд перешла на темную сторону и отныне будет только убивать. Оливия, оно тебе было надо?
Муха (The Fly, 1986)
Ученый Сет Брандл экспериментирует в своей лаборатории с телепортационными камерами и продвинулся весьма далеко: от пересылки неодушевленных предметов он уже перешел к телепортации живых существ. Однако когда Брандл напивается, забывает об осторожности и решает залезть в телепорт самолично, происходит трагический инцидент: вместе с ним в камеру случайно влетает муха, и их тела срастаются на генном уровне. Первое время Сет чувствует прилив сил и даже обретает кое-какие новые способности, но затем его тело начинает мутировать – чем дальше, тем больше он становится похож на гибрид человека и насекомого…
«Муха» Дэвида Кроненберга, признанная одним из самых сильных боди-хорроров всех времен, является ремейком одноименной картины 1958 года, а та, в свою очередь, поставлена по рассказу французского писателя Жоржа Ланжелана. К фильму прилагается довольно необязательный прямой сиквел, кровавость которого всё же не помогает ему сравняться с первой частью.
Реаниматор (Re-Animator, 1985)
Театральный режиссер Стюарт Гордон не скрывал, что его интересуют сюжеты в духе «Франкенштейна», и что он был бы рад перейти работать в кино, сняв нечто в этом роде. Когда знакомые посоветовали ему взять за основу рассказ Говарда Ф. Лавкрафта, Гордон сразу ухватился за эту идею: малобюджетная экранизация «Герберта Уэста – реаниматора» принесла ему культовую славу и прозвище «Реаниматор», а актера Джеффри Комбса сделала пожизненным любимцем киногиков.
История Герберта Уэста, перенесенная из довоенной Европы в современный Чикаго, заиграла свежими красками. По сюжету, в американский университет приезжает швейцарский исследователь с темным прошлым, методы которого вызывают симпатию коллег и зависть начальства. Изобретенное Уэстом мощное лекарство, способное лечить болезни и продлевать жизнь, может поднимать даже мертвых из могилы. Но поскольку добывать трупы непросто, скоро Уэст перестает думать о профессиональной этике и пускает в работу всё, что попадается под руку – его научные изыскания чем дальше, тем отчетливей пахнут криминалом, и результаты, естественно, не заставляют себя ждать.
Малобюджетный полупародийный сплэттер заработал безраздельную любовь хоррор-фанатов и два неплохих сиквела, напитанных черным юмором. Сделавшие его Стюарт Гордон и продюсер Брайан Юзна по сей день считаются главными голливудскими специалистами по Лавкрафту (в частности, например, они экранизировали его рассказ «Извне» – историю еще одного безумного научного эксперимента, рассказывающую об опасности пробивания окон в другие измерения).
Эксперимент (Das Experiment, 2001)
Что случится, если сформировать из двух групп добровольцев команду тюремных надзирателей и команду заключенных, и одним раздать дубинки, а других рассадить по камерам? Ответ на этот вопрос решили получить ученые. Но поставленный ими психологический эксперимент в считанные дни вышел из-под контроля: случайным образом подобранные люди быстро разделились на разнузданных садистов и угнетаемых жертв, наглядно проиллюстрировав знаменитый тезис о том, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно.
Немецкая картина 2001 года, снятая Оливером Хершбигелем, привлекает внимание не только высоким качеством исполнения и отличной актерской игрой, а еще и тем, что за ней стоит реальная история, вошедшая в анналы как «Стенфордский тюремный эксперимент». В 2010-м году фильм удостоилась американского ремейка – впрочем, не сумевшего затмить достоинств оригинала. Несмотря на то, что, строго говоря, «Эксперимент» – это скорее триллер, чем хоррор, мурашки во время его просмотра по коже бегают самые настоящие.
Парк юрского периода (Jurassic Park, 1993)
«Парк юрского периода» – самый, наверное, знаменитый современный фильм о том, куда ученых могут завести мечты. Исследования ДНК динозавров, добытой из желудков увязших в янтаре доисторических москитов, увенчиваются успехом: компании InGen удается не только клонировать вымерших ящеров, но и построить на океаническом острове целый парк развлечений, где простые граждане смогут наблюдать этих гигантских существ в природных условиях. Неконтролируемого размножения питомцев ученые не боятся: они выращивают только самок. Вот только никто не учел того момента, что для полного воссоздания цепочек динозавровой ДНК были использованы фрагменты генокода современных лягушек, а те в зависимости от обстоятельств умеют менять свой пол. В итоге то же самое происходит и с динозаврами. И вдобавок в самый неподходящий момент отключается система защиты, оставив прибывшую на остров «приемную комиссию» один на один с толпами расплодившихся кровожадных тварей.
Заработав свыше миллиарда (при бюджете в $63 млн), лента Стивена Спилберга повлекла за собой цепочку продолжений. Кто-то считает, что ничего пугающего в «Парке юрского периода» нет, но мы с этим не согласны. При том, что из кровавого исходного романа Спилберг умудрился вылепить чуть ли не семейный блокбастер на стыке приключенческого кино и научной фантастики, конечный результат всё равно щиплет нервы весьма ощутимо (чего стоит одна только сцена с детьми, прячущимися от велоцирапторов!). Безупречное техническое исполнение, даже сегодня, более двух десятилетий спустя, выглядящее свежо и впечатляюще, было отмечено пачкой разнообразных кинопремий и в том числе тремя заслуженными «Оскарами».
28 дней спустя (28 Days Later…, 2002)
В хорроре Дэнни Бойла «28 дней спустя» исходный эксперимент оставлен за кадром, но именно он запускает цепочку событий, приводящих к апокалиптическим последствиям. Пока некие британские ученые ставят опыты над обезьянами, заражая их вирусом «ярости», активистам, ратующим за права животных, это не дает спокойно спать. Вломившись в лабораторию, они выпускают зараженных обезьян, немедленно оказываются искусаны и превращаются в кровожадных зомби. Смерть вырвалась из пробирки, эпидемия ширится, мир стремительно вымирает, и только на этом месте, собственно, начинается кино.
Мнения кинофанатов насчет того, была ли катастрофа неизбежной, разделились. Одни зрители считают, что если бы ученым не помешали, эксперимент бы не имел таких ужасных последствий, другие, напротив, убеждены, что вирус разрабатывался в военных целях, то есть все равно был бы использован. Как бы там ни было, если вы вздумаете в следующий раз ставить опыты на плесени или дрозофилах, лучше закройте двери на все замки. Мало ли что. Мир – он ведь такой хрупкий…