Они были первопроходцами в кинематографе и задавали тон. Их новаторские приемы съемки стали правилами хорошего кино, а фильмы по-прежнему считаются шедеврами.
Лучшие работы величайших режиссеров ХХ века, которые можно пересматривать вновь и вновь.
8 1/2
Федерико Феллини
Francinex
Этот фильм принято считать своеобразной исповедью мастера. В основе сюжета — фрагмент из жизни кинорежиссера Гвидо, находящегося в творческом и жизненном кризисе. В картине нет последовательного повествования, эпизоды представляют собой чередование реальных событий, детских воспоминаний Гвидо, его сновидений и фантазий, при этом воображаемые эпизоды никак не акцентируются — оригинальный прием Феллини, который впоследствии назовут «потоком сознания».
Психо
Альфред Хичкок
Shamley Productions
Из всех фильмов Альфреда Хичкока — самый знаменитый, самый страшный, самый неустаревающий, самый новаторский и самый неповторимый, несмотря на бесчисленные попытки воспроизвести подобный успех.
Мэрион — девушка, работающая в крупной фирме и вынужденная довольствоваться редкими встречами с разведенным мужчиной. Ей такая жизнь уже надоела. Поэтому она крадет на работе 40 тысяч долларов и в спешке покидает город. На ночь героиня останавливается в мотеле, где ей предстоит роковая встреча с его владельцем…
Похитители велосипедов
Витторио Де Сика
Produzioni De Sica
Ключевая картина итальянского неореализма, поэтизирующего бедную жизнь. В фильме Де Сики исполнители главных ролей — непрофессиональные актеры, в качестве декораций — настоящие римские улицы, а сюжет, скорее, напоминает газетный репортаж. Самое важное здесь — неопределенность и необязательность, которыми пропитан каждый кадр. Французский кинотеоретик Андре Базен называл «Похитителей велосипедов» «чистым кино», то есть фильмом, который словно и не фильм вовсе, а «идеальная эстетическая иллюзия действительности».
Крестный отец
Фрэнсис Форд Коппола
Paramount Pictures
Экранизация романа Пьюзо о мафиозном клане Корлеоне считается величайшим гангстерским фильмом, по мнению Американского института киноискусства, и одним из лучших фильмов в истории кинематографа — по мнению миллионов киноманов. Итальянец по крови Коппола, как никто другой, мог понять, что движет главными героями, какие страсти кипят в огромных итальянских семьях. Фильм произвел сенсацию, он и сегодня смотрится на одном дыхании.
Летят журавли
Михаил Калатозов
«Мосфильм»
В фильме «Летят журавли» война показывается не как народное горе, а как трагедия двух молодых людей, стремившихся жить и любить. В картине многое было непривычным для советского зрителя — чувственная и земная героиня, лишенная патриотического пафоса, абсолютно человеческие трагедии. Все это в сочетании с новаторскими приемами операторской (Сергей Урусевский) и режиссерской работы привело Михаила Калатозова к настоящему триумфу. В 1958 году «Летят журавли» стал первым и, как впоследствии оказалось, единственным советским полнометражным фильмом, получившим главный приз Каннского международного кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь».
Семь самураев
Акира Куросава
Toho Company
Один из самых известных фильмов Куросавы, который мог и не выйти на экраны, поскольку владельцы киностудии считали, что успеха у подобного фильма быть не может. Существует мнение, что именно в этой картине впервые был введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарен. Прием, без которого сегодня обходится редкая героическая лента.
Сансет бульвар
Билли Уайлдер
Paramount Pictures
Благодаря разнообразным стилистическим и техническим придумкам Уайлдеру удалось создать в картине абстрактную атмосферу — тот Голливуд, который мы видим на экране, вероятно, никогда не существовал. Но режиссер буквально заставляет нас в него поверить и войти в этот мир, как входят в незнакомое пространство во сне.
Сияние
Стэнли Кубрик
Warner Bros. Pictures
Экранизация одноименного романа Стивена Кинга. Этот фильм породил легенду о Кубрике как о перфекционисте с манией величия: режиссер требовал сотни дублей некоторых сцен (примерно 1,3 млн футов пленки было растрачено впустую). После премьеры «Сияние» получило в основном не очень хорошие отзывы, но оказалось коммерчески успешным. Сегодня картина часто появляется в списке лучших фильмов ужасов наряду с «Психо» Хичкока.
Земляничная поляна
Ингмар Бергман
Svensk Filmindustri
Ингмар Бергман — известный всему миру режиссер интеллектуального кино. В этой работе он проводит одну из основных тем своего творчества — кризис личности. Главный герой Исаак вспоминает ошибки своей молодости, понимает, что он отчасти испортил судьбу своего сына, и действительно сожалеет об этом. А видения, которые приходят к нему в памятных местах его прошлого, способствуют его духовному перерождению.
Сталкер
Андрей Тарковский
«Мосфильм»
Одно из наиболее значительных произведений в творчестве Андрея Тарковского. Режиссер снимал «Сталкера» три года. За период съемок на картине сменилось три оператора, а сам фильм был переснят трижды: первая версия была испорчена, вторую забраковал сам Тарковский.
Человек-слон
Дэвид Линч
Brooksfilms
Дэвид Линч — гений страшного, абсурдного и загадочного кино. Его картины не спутаешь ни с чьими другими: они не просто пугают, а словно заколдовывают и заманивают, леденят изнутри, так что их можно сравнить с гипнозом. «Человек-слон» — это картина не о человеческих уродствах, а, скорее, об уродствах моральных и о том, что внешнее и внутренне не всегда одно и то же, — истины банальные, но от этого не менее убедительно воплощенные в кино.
Последний император
Бернардо Бертолуччи
Hemdale Films
В «Последнем императоре» Бертолуччи сполна удовлетворил свой жгучий интерес к буддистскому Востоку. В 1988 году картина была удостоена премии «Оскар» в 9 номинациях, включая «Лучший фильм». Это была первая иностранная картина о Китае, которая получила одобрение китайских властей: режиссеру было даже разрешено снимать на территории Запретного города — дворцового комплекса в центре Пекина.
Дневник сельского священника
Робер Брессон
Union Générale Cinématographique
Творчество Брессона считается одной из вершин кинематографического мастерства. Его работы повлияли на многих других гениев, в списке которых и сам Андрей Тарковский. «Дневник сельского священника» — третья полнометражная работа автора, в которой отражается взаимодействие этики и эстетики. Здесь и философские темы, и новаторские способы повествования, и аскетическая манера съемок, — одним словом, все то, что в совокупности составляет кинематограф маэстро.
Рокко и его братья
Лукино Висконти
Les Films Marceau
«Рокко и его братья» был первым фильмом Висконти, который имел значительный коммерческий успех в Италии, хотя и столкнулся с определенными проблемами с цензурой. Перед выходом в широкий итальянский прокат из ленты был удален ряд сцен (в целом она была урезана на 45 минут), а позже ее отказывались демонстрировать в Милане.
Каникулы господина Юло
Жак Тати
Cady Films
Фильм «Каникулы господина Юло» впервые представляет нам главного персонажа фильмов Тати — долговязого неуклюжего мсье, галантного и доброго при всей своей чудаковатости и необычайно живого. Андрей Тарковский говорил об этом фильме так: «Я бы показал этот фильм студентам, чтобы продемонстрировать тот совершенно невероятный взгляд, каким Тати смотрит на общество. В его фильмах видно, насколько глубоко понимал он человеческую сущность и как он при этом любил человека. Хорошо бы научиться делать это так же».