Посетить будущее, конечно, заманчиво, но, пока есть возможность давайте, посетим прошлое.
Шла Вторая мировая воина: в мае 1940 года немецкие войска пересекли французскую границу, а в июне вступили в Париж. Во Франции разворачивалось движение Сопротивления. Но все это пока еще не затронуло деревушки Монтиньяк, что в 40 км. от города Перигё, к северо-востоку от Бордо. Здешние просторы — типичная сельская Франция. Климат мягкий, почти средиземноморский. Реки неторопливо текут меж густо-лесистых холмов, весной их берега покрываются благоухающими нарциссами. Аккуратные поля чередуются с виноградниками, а на лугах безмятежно пасутся коровы — наверное, ничем они не отличаются от средневековых…
Уж не Пикассо ли?
12 сентябри 1940 года четыре 17-летних искателя приключений отправились на поиски таинственной пещеры, о которой рассказала крестьянка: она обнаружила её, когда собиралась похоронить своего сдохшего осла в яме на месте падения ели.
У подножия холма вывернуло с корнями де¬рево, поражённое молнией, и отпавший за ним пласт действительно открывал ход в подземелье, откуда веяло могильным холодом.
У Жоржа, Жака, Симона и Марселя глаза загорелись — они уже возмечтали о несметном кладе, о путешествиях по экзотическим островам. Но их находка оказалась гораздо ценнее для человечества.
Первой в чёрный провал бесстрашно ринулась собака Робо. За ней нырнул зачинщик авантюры Марсель с зажжённой масляной лампой и… пропал! Наконец, его испуганные сообщники разглядели где-то внизу мерцание огонька и услышат голос: «Эй, давайте сюда, ко мне!»
Съехав по осыпи, храбрецы оказались в пещере высотой около семи метров. И остолбенели: в тусклом свете лампы открылась перед ними роскошная настенная роспись — два огромных красавца-быка друг против друга, а между ними танцующая лошадь, словно возникающая из огня.
О-о-о, переглянулись мальчишки, да тут орудовал самый настоящий художник! Это не какая-нибудь примитивная мазня. Симон даже пошутил: уж не ступала ли тут нога Пикассо — говорят, великий мастер не бросил оккупированную Францию и продолжает бесстрашно творить в Париже. А вдруг и правда наведался сюда? Поговаривают, уже многие перебираются в эти края, подальше от германской границы…
Лампа высветила ведущий куда-то вглубь нерукотворный коридор с волнообразными сводами — видимо, за долгие годы его пробили и обточили подземные воды. Соваться туда, в кромешную тьму, было бы безумием. Таинственный ход, обрамлённый крупными каменными и известняковыми складками, похожими на небрежно ниспадающие занавеси, вёл не иначе как в преисподнюю.
Мальчишки сообщили о находке своему учителю Леону Лавалю.
По счастью, именно в это время именно в здешних краях скрывался от немцев Анри Брейль. которого во Франции называли «отцом доисторических исследований». Он-то и стал первым учёным, посетившим пещеру 21 сентября 1940 года и засвидетельствовавшим подлинность рисунков. Но вскоре Брейль был вынужден покинуть страну, а вернулся он к бесценному объекту лишь в 1949 году. В начале 50-х о пещере узнал весь мир. В октябре 1979 года она вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня по описи в пещере Ласко зарегистрировано более полутора тысяч изображений. Учёные уверенно отнесли их к солютрейской культуре позднего палеолита. В те более чем далёкие времена (около 18-15-го тысячелетия до н.э.) соседняя Германия была ледяной пустыней, а юг Франции — прерией с низкорослой растительностью. Здесь обитали лошади, бизоны, северные олени, носороги, мамонты и… безымянные, к нашему времени уже давно вымершие животные, изображения которых тоже есть в Ласко.
Местами рисунки покрывают стены так густо, что иногда одна фигура зверя наползает на другую. И весь этот древний зоопарк выдержан в чёрных тонах и множестве красных, коричневых, охряных и жёлтых оттенков — можно сказать, что гипотетический художник обладал исключительным вкусом. Но, скорее всего, он был просто ограничен в выборе, употребляя краски в чистом виде — какие были под рукой. В чёрных обнаружена окись марганца, а жёлтым, оранжевым и красным придаёт оттенки окись железа.
Пещера относительно невелика: общая длина всех её галерей около 250 метров; средняя высота — 30 метров. Собственно расписанная часть, куда попали мальчишки-первооткрыватели, находится ближе к поверхности. Это «наземное» помещение чётко поделено на несколько пространств. Самый красочный зал быков (17×6 м). Здесь же табунок из десяти китайских лошадок. Есть и одно загадочное существо, условно названное Единорогом. Обычно все названия персонажей Ласко так и пишут — с прописной буквы: Чёрный медведь, Красная корова, Опрокинутая лошадь… Над головой одного из быков — шесть точек, которые расценивают как скопление Плеяд в созвездии Тельца.
В узкой галерее метров десять длиной, уводящей из Зала быков, тоже есть нечто художественное. Во-первых, Убегающая лошадь, нарисованная марганцем на высоте двух метров от пола. Большое впечатление производят рисунки на потолке — животные словно перебегают с одной стены на другую. Изысканна сама по себе идея — до такого не каждый современный художник додумается. А кроме того, для этой работы явно возводили леса — в стенах обнаружились гнёзда для перекрытий.
Если повернуть из галереи вправо, то в так называемом Пассаже длиной всего в метр можно разглядеть Чёрную корову, плавающих оленей, бизонов. Однако учёных здесь больше всего озадачило множество геометрических символов, а также плоскость, чётко поделённая на квадраты. Их условно назвали Гербами. Что это изображено? Жилища? Ловушки для животных?..
После узкого 20-метрового коридора начинается Кошачий лаз — царство семейства кошачьих. И одна из кисок, кажется, нахально метит территорию! Правда, всё это довольно примитивная гравировка. Но есть тут и свой раритет: лошадь анфас — а ведь обычно их изображали в профиль.
Из галереи можно повернуть и налево — в круглый зал, где не меньше тысячи (!) живописных рисунков. Далее — колодец, на 4—5 метров ниже уровня земли. Его называют Шахтой мертвеца. Помимо изящной фигуры Чёрной лошади здесь можно увидеть одну из самых таинственных сцен во всей Ласко.
Её сюжет таков: раненый человек падает меж¬ду быком, поражённым дротиком, и удаляющимся прочь носорогом. У человека птичья го¬лова. А рядом с ним — предмет, украшенный фигуркой птицы. Под изображением человека и бизона — неразгаданный зубчатый символ, он встречается и в других местах Ласко, в том числе на светильнике из песчаника. Возможно, это иллюстрация мифа, содержание которого утеряно для нас, увы, навсегда.
Правда, немецкий учёный М. Раппенглюк посчитал, что контуры изображений не что иное как карта, где глаза животных — Вега, Денеб и Альтаир, звёзды так называемого Летнего треугольника, сияющего в небе южной Франции. А у выхода из Шахты — необычный рисунок быка, в котором чётко прочитывается созвездие Плеяд — то же, что и в Зале быков.
Так, может, Ласко — макет звёздного неба?..
Пещера Ласко примечательна не только рисунками, но и найденными в ней предметами: 403 каменных и 28 костяных. Это наконечники дротиков, скребки и резцы, украшения из раковин, множество угольков и остатков красителей.
О быте древних обитателей свидетельствуют светильники с жиром, остатки пищи. Но, скорее всего, в пещере не жили, её лишь посещали. То ли это было святилище, то ли просто место сборищ по торжественным поводам — что-то вроде нашего актового зала или… дискотеки. Третья и самая смелая версия: предки оставили послание нам, их будущему. В таком случае древние художники выполнили свою миссию блестяще.
Кстати, учёные убеждены, что при отсутствии внешней агрессии, главным образом человеческой, пещера Ласко просуществует в первозданном виде ещё миллионы лет. Ведь из-за определённой влажности её рисунки покрылись, словно лаком, тонким «стеклом» солей кальция.
Муляж для зевак
В 1948 году власти, заботясь о сохранности рисунков, закрыли вход в пещеру бронзовой дверью. А через семь лет обнаружили, что изображения стали тускнеть. 1700 туристов в день и, главное, выдыхаемый ими углекислый газ действовали явно разрушительно; к тому же на стенах по-явился лишайник. В 1963-м решением министра культуры Франции Андре Мальро доступ в Ласко широкой публики был запрещён.
Был разработан проект точной копии наиболее эффектных помещений Ласко, в частности Зала быков; предполагалось скопировать Олений фриз, двух бизонов и Большого чёрного бы¬ка из других залов.
Сотрудники национального географического института провели стереофотограмметрическую съемку всех изображений. В 200 метрах от подлинной Ласко построили бетонное сооружение, где в точности воспроизвели самые популярные изображения. Новострой открыли в 1983 году, и широкая публика, как ни странно, очень довольна: ежегодное число туристов — до 350 тысяч человек.
К сожалению, на стенах подлинной Ласко до сих пор появляется плесень. Снимают её вручную.
Источник: http://fishki.net/1755011-poslanie-iz-paleolita—ili—pewera-lasko.html?mode=recent © Fishki.net