Цифровые технологии стремительно проникают во все сферы деятельности человечества. Правительство многих стран мира уделяет большое внимание развитию цифровой экономики, с этой целью разрабатываются различные проекты. Считается, что это будет способствовать повышению конкурентоспособности государств в мире.
Что такое цифровая экономика
Под этим термином подразумевается экономическая деятельность, в основе которой находится применение цифровых технологий. Ее стержнем является искусственный интеллект, квантовые технологии, виртуальная реальность, большой объем данных и методы работы с ними, технология блокчейн и др. Эффективное развитие цифровой экономики способствует трансформации действующих бизнес-моделей и снижению роли посредников (за счет прямого взаимодействия поставщиков и покупателей).
Положительное влияние цифровой экономики
- Повышается уровень производительности.
- Упрощается ведение финансовых операций.
- Рынок становится более открытым и доступным.
- Повышается конкурентоспособность компаний.
- Снижается себестоимость продукции.
- Создаются новые рабочие места.
- Снижается уровень бедности.
Это всего лишь несколько примеров положительного влияния на жизнь человечества. Перед рядовым потребителем открываются новые возможности, и в то же время расширяются возможности самого рынка. В качестве примера можно привести экономию денежных средств за счет оптовых закупок в интернет-магазинах.
Риски и проблемы
- Риск исчезновения некоторых профессий и отраслей.
- Риск кражи персональных данных третьими лицами.
- Информация о миллионах людей может быть использована для управления их поведением.
- Возникновение разрыва в уровне благосостояния людей.
Как обстоят дела в России
Развитие цифровой экономики в России является одним из главных приоритетов Правительства на ближайшие годы. Данный процесс имеет следующие черты:
- стоимость гаджетов и услуг связи снижается, в результате у каждого человека появляется доступ к информации;
- на первый план постепенно выходит сфера услуг, а промышленное производство утрачивает свои позиции;
- снижается потребность в компаниях-посредниках;
- товары промышленного производства становятся доступнее.
У российских компаний нет недостатка в достойных идеях, с которыми можно выйти на мировой рынок. Но существенным препятствием для этого является отсутствие инновационной методологии. Россия имеет конкурентное преимущество в оборонной и космической отрасли.