Когда речь заходит о нестандартном грузе или негабарите сложно найти точное и однозначное определение. Это объясняется тем, что любой вид транспорта имеет свои собственные ограничения по размеру и весу груза, следовательно один и тот же груз может быть нестандартным для одного вида транспорта и вполне нормальным грузом для другого. Из этого можно сделать логичный вывод — крупногабаритным, негабаритным или нестандартным можно считать, в принципе, любой массивный и габаритный груз, который по своим параметрам (массе, объему и другим особенностям) не может поместиться в закрытый транспорт или контейнер.
В отдельно взятом случае, под обычными ограничениями можно понимать крайние ограничения для конкретного вида транспорта, который используется для данной перевозки, учитывая условия безопасности грузоперевозки. Когда маршрут прокладывается через несколько стран следует помнить, что критические ограничения на негабаритные перевозки для каждой отдельно взятой страны могут быть индивидуальны. По большей части масса автомобиля вместе с грузом определяется состоянием дорог на маршруте и разрешенной, в данной местности, нагрузкой на ось грузовика.
Например, в Европе полная масса транспортного средства может достигать 60 тонн, при длине 12 метров одного грузовика и вплоть до 24 метров для автопоезда. Общая ширина транспортного средства не должна превышать 2.5 метра, а высота 4 метра. При жд перевозке к негабаритным и тяжеловесным грузам применяют специальную аббревиатуру — КТГ. К подобным грузам причисляют грузы массой более шестидесяти тонн, длинной свыше 14 метров, высотой более 5.4 метров и ширина которых превышает 3.25 метра.
Как многие думают, перевозка груза водным транспортом не должна накладывать ограничения, но на самом деле ограничения есть. При перевозке груза по реке его вес ограничивается ограничением в тонну на единицу груза. Длинномерными считаются грузы шириной превышающие 2.6 метра, длинной превышающие 3 метра и высотой более двух метров. Морской транспорт, в свою очередь, накладывает свои ограничения — тяжеловесным считается груз который весит от пяти до ста тонн. Грузы, которые превышают эту массу считаются уникально тяжелыми. Габариты груза, в отличие от наземного и речного транспорта, определяются исключительно габаритами самого судна. Груз будет считаться негабаритным, если он не помещается в трюме данного судна.
Кроме всех перечисленных параметров существует отдельный список моногрузов, которые по умолчанию считаются негабаритными, в списке встречаются яхты, турбины, паровые котлы, экскаваторы и так далее. Этот список постоянно пополняется новыми пунктами.
Несмотря на очевидные сложности с перевозкой таких грузов всегда найдутся профессиональные транспортные компании, которые специализируются на подобных грузах и без проблем могут спланировать и организовать такую перевозку. Разработают оптимальный маршрут, на котором не будет узких и не проходимых мест, согласуют перевозку с представителями Госавтоинспекции и подберут максимально подходящий транспорт.При осуществлении негабаритных перевозок могут возникнуть самые неожиданные и нестандартные вопросы, которые максимально оперативно сможет решить только профессиональный перевозчик. Сам по себе, процесс негабаритной перевозки — очень ответственный и трудозатратный процесс, который требует множество согласований с государственными службами, поэтому к осуществлению перевозки и выбору транспортной компании стоит подойти со всей ответственностью.