Голливудские студии, изображая на экране отрицательных персонажей, нередко эксплуатируют национальные стереотипы. Обычно это вызывает недовольство соответствующей части мировой аудитории, так почему же кинопроизводители не отказываются от этого приема? Ответ на этот вопрос искал корреспондент BBC Culture.
За последнее время в прокат вышло немало американских фильмов, где фигурируют злодеи из России — от садиста-кагэбэшника в «Мстителях» до целой банды неприятных личностей в фильме «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Российские политики и деятели кино недвусмысленно дали понять, что им такая практика не нравится. Прозвучали даже угрозы бойкота голливудской продукции в России. Соблазн набросать целую страну или народ широкими и не очень разборчивыми мазками всегда сопряжен для киностудий с риском.
В августе член комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Бату Хасиков (сенатор от Калмыкии, неоднократный чемпион мира по кикбоксингу – Ред.) выдвинул предложение запрещать фильмы, «в которых откровенно демонизируется или примитивно и пошло оглупляется все, что связано с Россией, с русской культурой».
Русских выставляют злодеями уже давно. «Еще до холодной войны Россию нередко изображали геополитической угрозой Западу, — комментирует Джеймс Чепмен, профессор киноведения из Лестерского университета в Англии. — Но во время холодной войны этот шаблон обрел новую идеологическую окраску и уже ассоциировался не только с Россией, но и с советской коммунистической идеологией».
Удивительно, но с падением Берлинской стены русские злодеи не исчезли с экранов. Пожалуй, их стало поменьше, но они по-прежнему пользуются в Голливуде популярностью.
«Ни телевизор включить, ни в кино сходить — везде ужасные русские», — замечает профессор Нина Хрущева, живущая в США правнучка генерального секретаря КПСС Никиты Сергеевича.
Хрущева, преподаватель Новой школы (университет в Нью-Йорке), следит за тем, какими русских изображает американский шоу-бизнес. По ее оценке, отрицательные персонажи из России как преобладали, так и преобладают со времен холодной войны. «Эта тенденция не менялась — всегда оставалось чувство, что Россию считают врагом», — полагает она.
Новую волну российских отрицательных героев ученые увязывают с жесткой позицией президента Владимира Путина. «Думаю, с тех пор, как Путин значительно ужесточил режим — особенно на фоне проблем на Украине, — появилось ощущение, что Россия остается враждебной силой и представляет собой геополитическую угрозу», — говорит профессор Чепмен.
Старые новые враги
Сейчас в фаворе злодеи из России, но за последние десятилетия этой сомнительной чести удостаивались и многие другие нации и народы. В середине прошлого века, по понятным причинам, Голливуд показывал не в самом приятном свете немцев, а заодно и японцев.
Еще одна группа, годами демонизировавшаяся в кино с переменным успехом, — это арабы и мусульмане в целом. Еще до немых ролей Рудольфа Валентино в таких лентах, как «Шейх» 1921 года, сложился стереотип, согласно которому арабов считали не заслуживающими доверия ворами и убийцами. А арабская община в США порой описывает соответствующий шаблон Голливуда формулой «Три Т»: танец живота, толстосумы и терроризм.
После событий 11 сентября 2001 года американских арабов еще сильнее обеспокоила тенденция выставлять их террористами. Были и фильмы, в которых арабские герои оказывались вполне сбалансированными и нормальными, но, как говорит доктор Джек Шахин, автор книги «Арабские кинозлодеи: как Голливуд клевещет на народ», этого оказалось недостаточно. «К сожалению, арабские и мусульманские отрицательные персонажи по-прежнему постоянно фигурируют в кино и в телепрограммах», — считает он.
Определенной толикой злодеев обязан Голливуд и Китаю. Началось это еще с раннего звукового кино, в котором фигурировал вымышленный китайский злоумышленник Фу Маньчу. Когда студия MGM в 1932 году выпустила ленту «Маска Фу Маньчу», китайское посольство в США подало официальный протест — уж больно неприятным оказался этот персонаж. Но сейчас отрицательных китайских героев в американском кино почти нет, потому что Китай стал ключевым рынком для голливудской продукции.
Хорошим примером стал выпущенный в 2012 году фильм «Неуловимые» (римейк ленты 1984 года «Красный рассвет»). Изначально злодеями в нем были китайцы, но потом возникли опасения, что такой ход может закрыть фильму дорогу к китайскому прокату. В итоге при окончательном монтаже их переделали в северных корейцев, и это влетело в копеечку. Продюсеры не боялись негативной реакции Пхеньяна, потому что американскому кино и так закрыт доступ в Северную Корею.
Эксплуатация Голливудом национальных стереотипов может приводить к совершенно конкретным и ощутимым последствиям. Как в примере с Россией, политики могут возмутиться — но могут и взять киношаблон за основу. В своем блоге Нина Хрущева (явно не симпатизирующая Владимиру Путину) делает смелое предположение о том, что стиль поведения российского президента мог сформироваться под влиянием череды русских кинозлодеев. «Он заимствовал отрицательный имидж, проецировавшийся Голливудом на Россию и ее лидеров, — высказывает догадку она. — Он смотрел все эти фильмы. И решил: «Что ж, меня в любом случае выставят антигероем — так почему бы и в самом деле не начать отбирать куски территории у других стран?»
Вне зависимости от того, насколько это предположение близко к истине, Россия всерьез подумывает об ограничении проката голливудских фильмов. Хрущева считает, что американские кинопроизводители могут попасть под санкции: «Вполне возможно, что российский рынок для Голливуда прикроется».
С учетом того, что Россия занимает седьмое место в мире по объемам рынка кинопроката, возникает вопрос: почему студии рискуют вызвать недовольство столь крупного клиента? Возможно, дело в том, что грозная реакция российской стороны создает положительный с точки зрения киностудий пиар.
«Они рады этому вниманию», — говорит Джеймс Чепмен. А Клаус Доддс, профессор геополитики колледжа Ройал Холлоуэй в Лондонском университете, считает, что «Голливуд уделяет куда больше внимания китайскому рынку».
За Китаем американские кинопроизводители и впрямь следят с почти маниакальным интересом. Но сейчас, когда недовольство России грозит обернуться реальным падением кассовых сборов, возможно, грядет переоценка стратегии.
В поисках новых антигероев
Наций, которые можно безбоязненно подогнать под злодейское клише, остается все меньше. Киностудиям явно пора придумывать что-то новое.
Неплохим источником отрицательных персонажей могло бы стать «Исламское государство», но тут есть свои проблемы: среди его сторонников есть представители самых разных национальностей с Ближнего Востока, из Северной Америки, Британии и так далее. «В случае с ИГ, я бы сказал, существует вопрос представительности: какой человек или люди могут его олицетворять, если это настолько пестрая и многонациональная по составу группа?» — отмечает профессор Доддс.
С учетом сложности современной геополитики не исключено, что злодеев вообще перестанут причислять к определенной национальности и начнут делать антигероями, например, тех, кто загрязняет окружающую среду. Именно так и поступили авторы «Аватара», самого кассового фильма в истории.
Но, к сожалению, злодей нынче вообще пошел не тот. Во времена холодной войны, особенно в напряженные моменты Карибского кризиса, русский антигерой на экране вызывал трепет — зрители отлично знали, что американские и советские ядерные ракеты находятся в полной готовности к пуску.
К счастью, эта угроза сейчас не так актуальна, как тогда, но в результате измельчали и злоумышленники. Пока в этом качестве зрителю приходится мириться с врагами окружающей среды и некими сферическими террористами в вакууме. И так будет продолжаться до тех пор, пока на Голливуд не снизойдет креативное озарение — или же, не приведи Господь, реальная геополитика не подкинет нам действительно опасного и крупного врага, представитель которого будет способен вселять с экрана настоящий ужас.